22.10.2009 Красноярск: администрация разработала идею кластерного развития города Администрация Красноярска разработала идею кластерного развития столицы края. Недавно произошла стыковка данного проекта с предложением региональной власти - созданием технопарка, который в перспективе может стать основой особой экономической зоны. Знакомство показало: два проекта идеально дополняют друг друга. На городском форуме состоялось расширенное заседание инновационного совета города под председательством главы Красноярска Петра Пимашкова. Именно здесь обсуждалось, как быстрее и с максимальным эффектом свести воедино две ступени ускорения, которые выведут краевой центр на орбиту экономики знаний. Представитель регионального правительства, советник премьера Владимир Осипенко рассказал собравшимся о проекте технопарка. Красноярский край, отметил он, в сравнении с другими регионами обладает целым рядом конкурентных преимуществ. "На нашей территории присутствуют крупные корпорации федерального уровня - Газпром, Роснефть, Норникель. Все они являются потенциальными заказчиками инновационных разработок. Кроме того, в регионе реализуется ряд крупнейших проектов, которые также могут сформировать пул заказов на инновационные технологии. Ряд институтов, которые станут основой инновационной системы Красноярского края, уже созданы и функционируют. К их числу относятся Сибирский федеральный университет, Красноярский инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Другие структуры появятся в ближайшее время. Сам красноярский технопарк предполагается создать уже в 2011 году", - сообщил В.Осипенко. Критическую ноту внес представитель второй ветви региональной власти - заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания края Василий Моргун. "Сейчас часто говорят, - сказал он, - что мы должны начать с формирования инновационной инфраструктуры. Нужно не знать историю своей страны, чтобы думать, что в России нет этой системы. Иначе откуда взялись бы все наши технологические прорывы. Необходимо ставить вопрос иначе: говорить о повышении эффективности этой системы, создании нормативно-финансовых, а где-то даже политических механизмов ее поддержки. Вопрос институционального развития в этом ряду стоит последним, несмотря на то что именно ему во многих аудиториях уделяется больше всего внимания, а тема технопарков основательно затерта". Главным же, по мнению Василия Моргуна, является "проклятье невосприимчивости бизнеса к инновациям". И это не только российская проблема. Правда, в других странах она решается способом опережающей государственной стандартизации, побуждающей производителя внедрять все более эффективные технологии. Разумеется, стандартизация - прерогатива федерального центра, однако многое можно сделать и на региональном уровне. К примеру, мощные финансовые потоки проходят в системе государственного и муниципального заказа. Но власть пока не смогла сформировать механизм, который позволил бы развернуть эти потоки навстречу инноваторам. Идею, высказанную Василием Моргуном, поддержали заместитель главы города - начальник департамента социальной политики Василий Куимов и академик Василий Шабанов. Василий Куимов, в частности, отметил, что город в рамках муниципального заказа инвестирует восемь-десять миллиардов рублей. И если даже часть этой суммы удастся использовать для развития высокотехнологичных секторов, то это серьезно ускорит переход к экономике знаний. Сегодня двойственность решений власти ощущается всеми участниками процесса, в том числе и самими чиновниками. Так, первый заместитель главы города Виталий Бобров честно признал, что инициативы власти вязнут в бумажной тягомотине, а законы, призванные помочь бизнесу, зачастую дают прямо противоположный эффект. Общеизвестный факт: несмотря на закон, ограничивающий количество проверок предпринимателей, таких инспекций стало больше, и продолжаются они дольше. То же самое и в инноватике. Показательным в этом смысле является опыт формирования кластера пищевой промышленности и торговли в Красноярске. Одним из основных препятствий здесь было преодоление скептицизма предпринимателей. Выражением сомнений в осуществимости благих намерений власти стало коллективное обращение представителей бизнеса к главе города. Смысл обращения: предприниматели готовы активно участвовать в начинаниях власти, если будут уверены, что это всерьез и надолго и к следующему городскому форуму не родится какая-то новая модель развития. Гарантией серьезности намерений участники кластера считают и формирование постоянно действующего рабочего органа, и закрепление за каждым кластером одного из заместителей мэра, наделенного всеми необходимыми полномочиями. Это позволит максимально снизить административные издержки и наконец-то перейти от говорильни к делу. В ответном слове Петр Пимашков заверил предпринимателей, что альтернативы инновационному пути развития нет, и администрация системно и методично будет создавать условия для такого развития. Что же касается персонального участия полномочных представителей власти в работе кластеров, то мэр даже развил идею, предложив Владимиру Осипенко внести на обсуждение в правительство края возможность курирования важнейших инновационных направлений отраслевыми министрами. Разумеется, не все выступления были достаточно содержательными. Однако участникам совещания удалось вскрыть целый пласт проблем инноватики. И не только объяснить, почему мы так медленно ускоряемся, но и предложить пути решения извечной проблемы долгого запрягания. Все эти идеи зафиксированы в протоколе совещания и будут использованы в дальнейшей работе. А необходимость этой работы признают все. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Городские новости" (Красноярск) |