30.09.2009  Красноярск: малый бизнес вывезет транспортников из кризиса

   Споры о том, осталось ли дно кризиса позади или нас ожидает второй виток экономических проблем, продолжаются.
   По словам директора Центра экономической политики Высшей школы экономики Мартина Гилмана, начиная с июля показатели промышленного производства, железнодорожных перевозок, производства природного газа, металлургического сектора и т. п. демонстрируют в Сибири уверенный рост. Меры правительства по стимулированию кредитования привели к тому, что этот сектор экономики также «разморозился».
   С Гилманом согласен его коллега, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Дно кризиса пройдено, говорит профессор. По его словам, сибирская экономика «провалилась» на уровень 2006 года, что, в общем, неплохо на фоне многих других стран мира. Сейчас перед властями и бизнесом стоит задача стимулировать производительность труда, чтобы рост не обернулся стагнацией.
   Одними из первых разворот экономической ситуации почувствовали транспортники и экспедиторы. По словам директора красноярского филиала «Первой экспедиционной компании» (более известного предпринимателям как ПЭК, один из крупнейших перевозчиков сборных грузов в Сибири) Олега Меренкова, то, что дно пройдено, аналитики компании поняли еще в середине лета. Потому что, несмотря на традиционный ежегодный летний спад бизнес-активности, в компании заметили уверенный рост числа как клиентов, так и объемов перевозимых грузов.
   «В Красноярске мы в основном работаем с представителями малого и среднего бизнеса, а их и, соответственно, нас кризис коснулся в меньшей мере. В отличие от рынка железнодорожных и авиаперевозок, где падение было катастрофическим, автоперевозки в целом по стране сократились приблизительно на 20%», — рассказали в ПЭК.
   Аналитики прогнозируют, что выход из кризиса будет осуществляться также в первую очередь за счет малых и средних предприятий города и края. Крупные металлургические, химические и другие предприятия тяжелой промышленности не могут по щелчку возобновить докризисный уровень производства. И пока они будут «раскочегариваться», основной рост дадут более оперативные небольшие предприятия легкой промышленности и сферы обслуживания.
   При этом в сфере автоперевозок, напротив, прогнозируются слияния и поглощения. Как отметили в ПЭК, накануне кризиса многие небольшие региональные компании в расчете на большое количество заказов набрали автомобилей в кредит и теперь испытывают серьезные проблемы с банками.
   «Наша компания изначально развивалась без использования заемных средств, поэтому подорожание заемных ресурсов по нам не ударило, — заверили в ПЭК. — Однако мы предполагаем, что в ближайшее время на рынке произойдет ряд серьезных изменений. Опыт США и стран Западной Европы показывает, что небольшие экспедиционные компании с карликовым автопарком обречены. Будущее — за общенациональными перевозчиками, способными организовать отправку груза в любую точку страны».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерний Красноярск"