11.08.2003  Новосибирская область: "ЮКОС" заходит на рынок ГСМ с чужой розничной сетью

   Время независимых розничных операторов подходит к концу. НК ЮКОС приобрела одну из крупнейших независимых алтайских сетей АЗС – "Магис". На фоне интереса крупных нефтяных компаний к региональному розничному бизнесу независимым операторам все чаще приходится либо продавать свои сети, либо работать по франчайзингу. С объединением ЮКОСа и "Сибнефти" этот процесс только ускорится.
   Группа компаний "Магис" была образована в 1992 году. До продажи ЮКОСу своей сети АЗС "Магис" компания реализовывала через нее примерно 40-45% ГСМ в Барнауле. По условиям сделки, "Магис" передает ЮКОСу восемь автозаправок, расположенных на территории края, нефтебазу, автотранспорт, систему пластиковых карт (более 4 тысяч клиентов) и автоматизированную систему управления бизнесом, сообщает ПолитСибРу со ссылкой на газету "Континент Сибирь".
   Продажа "Магисом" своей сети АЗС стала неожиданностью. Однако эксперты видят в этой сделке признаки новых правил игры на сибирском топливном рынке. Ожидаемое доминирование крупных нефтяных компаний на розничном рынке становится реальностью.
   По словам владельцев "Магиса" Олега Баварина и Юрия Брагина (эксклюзивное интервью с ними читайте на стр. 8), переговоры о продаже заправочного бизнеса они начинали осенью 2002 года с "Сибнефтью": "С этой компанией нас связывает многолетнее сотрудничество. Однако у "Сибнефти" на тот момент были иные планы, и мы не сошлись на условиях формирования цены".
   "Это странно, поскольку именно в тот момент "Сибнефть" вела переговоры о работе по франчайзинговым схемам в Новосибирске – регионе для компании более сложном с точки зрения противостояния со своими конкурентами", – на условиях анонимности сообщил "КС" один из участников сибирского рынка ГСМ.
   Пресс-служба "Сибнефти" отказалась комментировать факт переговоров с "Магисом", сославшись на позицию компании – не комментировать ничего, к чему "Сибнефть" не имеет отношения.
   Владельцы "Магиса" вышли с предложением к компаниям ЮКОС и ЛУКОЙЛ. Работа с ЮКОСом прошла более продуктивно. Весной 2003 года сделка была оформлена. В течение нескольких месяцев ЮКОС будет заниматься розничной реализацией бензина под брэндом "Магис". Пресс-служба ЮКОСа сообщила, что период смены брэнда будет достаточно долгим и, по всей вероятности, продлится до осени.
   "Полтора-два года назад нам стало очевидно, что если раньше российские НК в первую очередь интересовал экспорт, то сегодня они более пристальное внимание обратили на внутренний рынок и, прежде всего, на розничные сети, – объясняет причину продажи бизнеса Олег Баварин. – Приход в регионы нефтяных компаний – процесс неизбежный".
   Один из владельцев новосибирской сети АЗС "Синтез" Геннадий Панкеев, имеющий опыт совместной работы с нефтяными компаниями (несколько месяцев назад он подписал договор о коммерческой концессии с "Сибнефтью"), согласен с алтайскими коллегами: "Это естественная ситуация – независимые розничные операторы и дальше будут либо продавать свои сети, либо работать по франчайзингу. Подобные действия независимых операторов – своего рода поиск сотрудничества в условиях изменяющегося рынка. Если раньше они могли играть на противоречиях между ЮКОСом и "Сибнефтью", то теперь борьба с объединенной компанией может стать опасной".
   Как теперь будут строиться отношения между "Барнаулнефтепродуктом", принадлежащим "Сибнефти", и "Магисом" (ЮКОС), неясно даже самим нефтяным компаниям. Во всяком случае, в пресс-службах НК ЮКОС комментировать эту ситуацию не готовы. Но как признавался в интервью "КС" весной гендиректор "Сибнефть-Барнаулнефтепродукт" Олег Дьяконенков, планы у его компании значительные: "В 2003 году мы намерены увеличить продажи на 45%. Достичь этого планируем за счет увеличения числа новых АЗС и переоснащения уже действующих".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Россия. Регионы.