17.10.2010 Иркутск: готовый бизнес с трудом находит своего покупателя Торгово-офисный центр в Иркутске стоимостью почти полмиллиарда рублей, завод строительных материалов за 350 млн в Усольском районе и гостиничный комплекс на Байкале за 234 млн - на сегодня это самые дорогие предложения рынка готового бизнеса в регионе. Предприниматели не спешат приобретать такие объекты, как, впрочем, и более дешевые. Спрос на готовые бизнесы, по признанию экспертов и самих продавцов, продолжает снижаться: хорошо, если в этом году объем рынка останется на прошлогоднем уровне и не упадет ниже 3,4 млрд рублей. Самым дорогим готовым бизнесом, выставленным на продажу, признан торгово-офисный центр площадью 5899 квадратных метров. Стоимость здания, заполненного арендаторами, как утверждает представитель его собственника Максим Пентюхов, равна 450 млн рублей. По словам продавца, центр имеет наземную и подземную парковку, а также земельный участок в собственности. Пентюхов отказался уточнить точный адрес центра, сказав лишь, что он находится в Октябрьском районе Иркутска и уже в течение нескольких месяцев ищет покупателя. Как полагают эксперты рынка коммерческой недвижимости, это может быть бизнес-центр "Зенит" или "Европлаза". Еще один лидер рейтинга дорогостоящих бизнесов - Новомальтинский завод строительных материалов в Усольском районе Иркутской области. Предприятие, где работают 260 человек, выставлено на продажу за 350 млн рублей. Вместе с производством предлагаются 53 гектара земли, склад, автопарк, свое железнодорожное депо и даже локомотив. В тройку вошел и загородный гостиничный комплекс на 26-м километре Байкальского тракта. Предположительно, это турбаза "Голубой залив". Стоимость объекта - 234 млн рублей. Это за всю инфраструктуру, здания и территорию площадью более четырех гектаров. "Самые дорогие предложения на рынке готового бизнеса сейчас варьируются от 300 до 500 млн рублей. Но мы за такие объекты не беремся. Потому что, к примеру, торгово-офисный центр за такие деньги сегодня практически нереально продать", - полагает руководитель консалтинговой компании "Бизнес-Эксперт" Олег Змановских. Среди его клиентов наиболее дорогостоящие сейчас - предприятие по производству бетона стоимостью 99,5 млн, турбаза на Малом море за 60 млн и кемпинг-отель на Ольхоне за 36 млн рублей. Но и эти предложения уходят "со скрипом". Месяцами на досках объявлений висят также наиболее дешевые объекты. "Я уезжаю в Китай учиться и не могу продолжать управлять бизнесом, поэтому вынужден продать, - рассказал владелец иркутской точки по розливу пива Никита Пономарев. - Хотя пока процесс не идет: все только звонят, интересуются. Ничего конкретного". За бизнес, расположенный на улице Трилиссера в Иркутске, он просит 390 тыс. рублей. Своего покупателя несколько месяцев ищет иркутская компания с названием ООО "Путина", занимающаяся производством рыбы горячего копчения. "У меня, как у большинства, основной причиной стала смена места жительства. Муж - бывший военный, и сейчас пришло время уезжать. Оставлять бизнес здесь некому, но и покупать его не спешат", - рассказала владелец ООО "Путина" Марина Черешнева. Даже, казалось бы, необычные, эксклюзивные предложения редко пользуются спросом. Так, "застрял" в продаже новый игровой онлайн-клуб. Объект уже работает, но владельцам не хватило средств вывести его на полную мощность. "В общем, все новое и сделано качественно, для себя. Отдадим по себестоимости - за 2,4 млн рублей", - говорится в объявлении. Или, например, "рентабельный зоомагазин" с чистой прибылью 50 - 60 тыс. рублей в месяц, который продается "в связи с состоянием здоровья владельца". Объявление продолжает висеть в Интернете с июня этого года. В этой ситуации большинство продавцов зачастую готовы идти на уступки и скидывать с цены от 10 до 40%. Более или менее продаваемыми считаются бизнесы из сферы услуг, отмечает Олег Змановских. В частности, "красивый бизнес" - различные салоны красоты. Время и кризис не отбили желания у состоятельных мужчин дарить своим дамам собственное дело, чтобы тем было чем заняться. Стабильной популярностью пользуются также все виды общепитов, причем почти половина предложений приходится на иркутские кафе. Периодически своих хозяев находят и автосервисы с турагентствами. Что касается промышленных предприятий, то лидирует "пищевка", уверен Змановских. А вот некогда популярное производство строительных материалов практически ушло с рынка готового бизнеса, как и застройщики. "Как правило, застройщик продает воздух - некий пакет документов, лицензию. Но за ним нет реальных активов - земельных участков или оборудования", - добавил эксперт. По его подсчетам, лишь приблизительно треть предприятий имеют недвижимость в собственности, остальные располагаются на арендуемых площадях. В целом структура предложения остается без изменений. Срок существования предприятий, предлагаемых на продажу в Приангарье, варьируется от трех месяцев до 15 лет. Их средний возраст составляет 4,1 года, говорится в аналитическом отчете "Бизнес-Эксперта". Обороты находятся в диапазоне 300 тыс. - 94,5 млн рублей в год, а чистая прибыль - от 100 тыс. до 16,2 млн. Хотя среди предложений недавно появились и новые позиции, к примеру кадровые агентства и интернет-магазины. "Последние предлагают, как правило, все то же самое, что и другие бизнесы, - клиентскую базу, товарные запасы, контакты с поставщиками плюс раскрученный сайт. Впрочем, практика показала, что интернет-магазины продаются пока все-таки хуже, чем обычные", - отметил Змановских. По его мнению, общий спрос на готовые бизнесы в Иркутске продолжает снижаться. В прошлом году объем рынка уже упал вдвое, а количество предприятий, выставленных на продажу, снизилось в полтора раза - до 340-360. По итогам 2010 года, надеются эксперты, объем рынка готового бизнеса останется на прошлогоднем уровне и не опустится ниже отметки в 3,4 млрд рублей, сообщает газета "Конкурент". ИА "Альянс Медиа" |