28.02.2009  Новосибирская область: ФАС рекомендует поддерживать малый бизнес

   В прошлом году в антимонопольном законодательстве появились нововведения. В связи с этим руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов отметил тенденцию к росту некоторых нарушений. В частности, чиновник ожидает увеличения нарушений со стороны муниципальных образований, которые предоставляют муниципальную собственность в аренду коммерческим организациям без требуемого по закону аукциона.
   "Характерная тенденция, которая у нас до этого не встречалась - это предоставление в аренду муниципальной собственности. Мы зафиксировали уже 8 нарушений. Я полагаю, что они не последние", - сообщил чиновник.
   Как сказал глава регионального антимонопольного ведомства, в конце прошлого ноября вступила в силу статья 17.1 Закона о конкуренции, в соответствии с которой муниципальные образования должны предоставлять в аренду муниципальную собственность только по результатам аукционов. Зачастую же помещения предоставляются без этой предусмотренной законом процедуры, и ФАС квалифицирует деяние как незаконное предоставление государственной муниципальной помощи.
   Муниципальные служащие обосновывают свои действия тем, что хотят поддержать местных производителей. ФАС не видит в этом ничего плохого, но требует соблюдения законодательных норм. Для того чтобы выделить муниципальную собственность тому или иному хозяйствующему субъекту без проведения аукциона, необходимо подать ходатайство в антимонопольную службу. "Сообщить, кому, для чего и с какой целью оказывается данная государственная муниципальная помощь.
   Антимонопольный орган рассмотрит данное заявление и подтвердит, что на конкуренцию это не повлияет. Сроки рассмотрения поступающих ходатайств о предоставлении государственной муниципальной помощи и о совершении каких-либо сделок в настоящее время сокращены, - подчеркнул С. Гаврилов. - Теперь это не 90, а только 30 дней. Это сделано для ускорения совершения сделок между компаниями, чтобы они не потеряли прибыль. А сроки рассмотрения ходатайств финансовых организаций теперь не превышают 5 рабочих дней. Это антикризисные меры".
   УФАС также пошел на то, чтобы смягчить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. К примеру, начисляя оборотные штрафы, антимонопольщики берут в расчет не базовую величину штрафа - 1-15% от реализации товара либо услуги, на рынке которого за предыдущий год было совершено нарушение, а в два раза меньшую. Кроме того, комиссиям рекомендовано смягчать меру ответственности (до 40 %) в том случае, если предписание антимонопольного органа исполняется очень быстро, если нарушители сотрудничали с ФАС, предоставляли все финансовые документы и не затягивали рассмотрение дела.
   В целом, как сообщил С. Гаврилов, в прошлом году УФАС зафиксировал рост заявлений. Чиновник связывает это и с увеличением числа нарушений, и с повышением правой грамотности заявителей. Основные рынки, где фиксируются нарушения - это рынки электрической и тепловой энергии, газа, нефти, связи, железнодорожного транспорта и земли (выделение участков). Вдвое по сравнению с 2007 годом выросло число обращений и заявлений по поводу нарушений закона "О рекламе". Наряду с нарушениями, допущенными при рекламе БАДов, пива и др., антимонопольное ведомство признало недостоверной рекламу кредитных кооперативов.
   По словам С.Гаврилова, кооперативы рекламируют не финансовую услугу, а некую другую и при этом не упоминают, что пользоваться этой другой услугой могут только члены данного потребительского кооператива.
   Антимонопольщикам удалось поставить точку и в звуковой рекламе на транспорте.
   После того как УФАС проиграла дело в трех низовых инстанциях, Высший арбитражный суд РФ все же оставил в силе решение УФАС по Новосибирской области, признавшего распространение в новосибирских автобусах телерекламы со звуковым сопровождением нарушением закона "О рекламе". Теперь подобная практика может быть распространена и на другие субъекты РФ.
   Глава антимонопольной службы отметил также, что организации стали чаще пытаться оспорить решение УФАС в суде. Судебную активность организаций даже в безнадежно проигрышных случаях чиновник объяснил тем, что антимонопольное законодательство новое, потому юристы пытаются в суде отстаивать свою трактовку, а также тем, что заявление в суд по закону приостанавливает решение антимонопольного органа и позволяет компаниям выиграть время или решить финансовые проблемы.
   В 2008 году УФАС по НСО провел 90 проверок по всем направлениям, выявил 427 нарушений и возбудил 218 дел. Штрафы за нарушение антимонопольного законо-дательства составили 86 млн руб., в 2007 году - всего 3,6 млн руб., сообщает газета "Эпиграф".
   ИА "Альянс Медиа"