17.11.2010  Алтайский край: потенциал МСБ в развитии пищепрома не исчерпан

   Стратегия развития АПК Алтайского края направлена на то, чтобы доля пищевой и перерабатывающей промышленности была все более весомой в структуре валового регионального продукта. Такое заявление сделал губернатор Алтайского края Александр Кралин на прошедшей 16 ноября в РБК пресс-конференции.
   Глава Алтайского края подчеркнул, что в регионе нет крупных, готовых к разработке месторождений, например, углеводородов, драгоценных металлов и главный его потенциал - сельское хозяйство. Но для того, чтобы увеличить вклад сельского хозяйства в региональную экономику, необходимо продукцию и растениеводческой, и животноводческой отрасли пустить в более глубокие переделы. «Наша установка как региональной власти заключается в следующем: каждый произведенный на территории края килограмм сельскохозяйственного сырья должен быть переработан до стадии предложения его непосредственно на магазинную полку. Вот это идеальное состояние, к которому мы стремимся сегодня», - пояснил губернатор.
   А. Карлин считает, что за аграрными территориями, обеспечивающими продовольственную безопасность страны, должен закрепиться особый статус, который позволит получать дополнительную господдержку. По его оценкам, в России порядка 10 регионов, поставляющих значительную часть производимого продовольствия за пределы своих территорий и таким образом выполняющих задачу обеспечения продовольствием в общенациональном масштабе. В их числе Краснодарский и Алтайский края, Республика Татарстан, Белгородская область и др.
   Он сообщил, что вопрос о необходимости принятия специального федерального закона и введения в экономический и правовой лексикон понятия «особо значимая аграрная территория» обсуждается уже более 2-х лет. На данном этапе инициативу поддержали в профильных комитетах ГД и СФ РФ. А. Карлин напомнил, что каждый десятый пашенный клин России находится в Алтайском крае. Только в 2009 году в регионе было собрано 6 млн тонн зерна и произведено более 1 млн 200 тыс. тонн муки, в то время как для собственного потребления необходимо не более 250 тыс. тонн. По объемам производимого молока и сыра регион также занимает лидирующие позиции: на каждого жителя России ежегодно приходится по 10 кг молока и 0,5 кг сыра, произведенных в крае. В 2010 году в регионе будет произведено 1млн 400 тыс. тонн молока и 80 тыс. тонн натурального сыра. Губернатор еще раз подчеркнул, что регионы, выполняющие задачи продовольственного обеспечения в общенациональном формате, оправдано ставят вопрос о необходимости оказания государственной поддержки «в большем масштабе и в более интенсивном формате».
   Глава Алтайского края считает неправильным, что в регионах, где сельхозпроизводство развито меньше, сельхозпроизводитель получает большую поддержку со стороны региональной власти. Например, чтобы оказать поддержку производителям молока и выплачивать из регионального бюджета за 1 литр произведенного молока 1,5 рубля, Алтайскому краю с учетом масштабов производства понадобится 2 млрд 100 млн рублей или одна двадцатая бюджета. Очевидно, что для регионального бюджета подобная нагрузка непосильна. При этом регион решает задачу не только самообеспечения, но и поставляет молоко, муку, макаронные изделия и мясо в другие субъекты РФ.
   Касаясь проблемы привлечения инвестиций в АПК, А. Карлин отметил, что иностранные инвесторы интересуются регионом как площадкой, куда можно предложить оборудование. При этом иностранцы пока строят недостаточно предприятий на свои средства. «Мы используем иностранные технологии, иностранное оборудование, самое современное и передовое. Все предприятия, которые строятся или реконструируются у нас на территории Алтайского края в пищевой и перерабатывающей промышленности - это предприятия, оборудованные по последнему слову техники», - пояснил А. Карлин.
   Он считает, что в перспективе регион должен кратно увеличить долю пищевой продукции высокой переработки. «Приемлемой была бы ситуация, когда мы, например, ни одного килограмма зерном не вывозили бы, а только мукой и макаронными изделиями, всеми любимыми баранками, булочками и т.д. На российском рынке много импортной продукции, произведенной из российской муки. Но почему бы не получить к чаю продукт, например, алтайского производства с меньшим сроком хранения, но с более полезными потребительскими свойствами из Алтайского края? Нам нужно в обществе всем вместе проводить каждодневную огромную работу по пропаганде культуры здорового питания, начиная с культуры здорового питания детей и вообще всех других возрастных и социальных категорий», - считает глава Алтайского края.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», как А. Карлин оценивает потенциал малого и среднего бизнеса в перерабатывающей промышленности, он ответил, что сегодня малые и средние предприятия региона работают не только в аграрной сфере, но и в целом ряде других отраслей. В целом вопросам развития малого и среднего предпринимательства в регионе уделяется очень большое внимание. «У нас в структуре экономики доля этих предприятий выше, чем в среднем по России, но я не считаю, что мы уже здесь достигли предела, так как отсутствие добывающих предприятий заставляет нас в большей степени развивать малое и среднее предпринимательство. При правильной организации работы, при правильном ориентировании этих предприятий, в том числе на решение задачи более полной и глубокой переработки сырья, эта задача может быть решена и на этих предприятиях. Сегодня мы активно поддерживаем развитие малого и среднего предпринимательства инновационного характера. Но инновация подразумевает, в том числе, обеспечение полных технологических переделов сырья и продуктов», - отметил А. Карлин.
   Не оставил он без внимания и вопрос продвижения пищевых брендов региона. По его словам, это проблема не только Алтайского края, но и других территорий. А. Карлин сообщил, что более 10 лет назад в Роспатенте регион зарегистрировал торговый знак, который имеет соответствующее графическое выражение и называется «Золотой Алтай». Сегодня этот знак работает в качестве зонтичного бренда, объединяющего лучшие товары и услуги Алтайского края. Такой подход дает определенный сигнал потребителю о том, что он имеет дело с продуктом, обладающим высокими потребительскими свойствами.
   ИА "Альянс Медиа"