12.08.2008 Новосибирск: мелкие и средние инвесторы займутся строительством парковок До конца месяца мэр города Новосибирска Владимир Городецкий собирается подписать постановление об образовании муниципального казенного предприятия, основной задачей которого станет организация средних и мелких инвесторов для строительства парковок на территории города. Эксперты пока скептически относятся к инициативе властей и считают, что реализация планов муниципалитета находится под большим вопросом, поскольку заниматься девелопментом паркингов экономически невыгодно. Мэрия Новосибирска, ликвидируя городские стоянки, надеется на создаваемое муниципальное казенное предприятие, которое будет объединять мелких и средних инвесторов для строительства парковок. С дефицитом парковочных мест уже столкнулись практически все крупные города России - от Москвы до Владивостока. Перегруженные магистрали городов и заставленные машинами тротуары становятся привычным явлением: сказывается наследие градостроительной политики советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Сейчас во многих сибирских городах строительство подземных парковок (одно машиноместо на квартиру) является обязательным условием для получения права арендовать землю под жилищное строительство. Однако этой меры недостаточно. Чиновники надеются решить проблему с парковочными местами за счет средств частных инвесторов. Как рассказал начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Андрей Ксензов, в августе будет создано муниципальное казенное предприятие (МКП) с целью объединения мелких и средних инвесторов для строительства парковок. Обычно МКП создаются для выполнения функций управления муниципальным хозяйством, социальной поддержки населения и жизнеобеспечения муниципалитетов. Муниципальное предприятие не будет заниматься финансовыми вопросами. "Парковки - это в основном частный бизнес, - продолжил Андрей Ксензов. - Мы будем являться лишь стимулом, то есть решать организационные и технические вопросы". Однако о механизме привлечения инвестиций и конкретных схемах "стимулирующих мер" пока говорить рано. "Мы ознакомились с опытом Екатеринбурга, - сказал Андрей Ксензов. - Там так называемые "корпоративные парковки" представляют собой обычную металлическую решетку с подъемником. Стоимость такой небольшой парковки (на 10-15 машиномест) около трех млн рублей". В Екатеринбурге в 2006 году была запущена муниципальная программа "Дом для автомобиля". По информации пресс-службы мэрии Екатеринбурга, срок осуществления проекта составит около восьми лет, общий объем инвестиций - 3,5 млрд рублей, причем большую часть средств должны внести частные инвесторы. До 2015 года предполагается создать 241 тыс. мест для постоянного хранения автомобилей. При этом предпочтение чиновники отдали многоэтажным легковозводимым конструкциям, наземным автостоянкам улучшенного типа и подземным парковкам. Однако если на начальном этапе власти города были уверены, что найти потенциальных инвесторов будет несложно, программа буксует до сих пор: застройщики не считают привлекательным ни один из видов гаражной недвижимости. Реализация планов новосибирского муниципалитета также находится под большим вопросом. "Вопрос объединения частного и государственного капитала очень не простой, - говорит второй вице-президент инвестиционной группы "Мамонов" Екатерина Мамонова. - Учитывая это, много будет зависеть от того, как будет организован данный проект, кто будет являться собственником объекта, кто и как будет его эксплуатировать, планируются ли парковки сдавать в аренду или они будут строиться на продажу. Все эти вопросы будут определять возможность и реальность привлечения инвестора". Потенциальными инвесторами строительства "корпоративных парковок и паркингов" могут выступить владельцы различных объектов недвижимости, в первую очередь торговой, расположенные рядом с местами будущих парковок. Впрочем, представители торговли пока воздерживаются от комментариев по данному вопросу. Застройщики и девелоперы также пока не спешат поддержать инициативу муниципалитета. Аналитики отмечают, что образование МКП для привлечения инвесторов имеет свои "плюсы" и "минусы". Плюсом станет гарантия муниципалитета по возврату средств инвесторов (согласно ГК РФ "собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества"). МКП не подлежит банкротству, поскольку, согласно законодательству, по его обязательствам отвечает муниципалитет. Что касается "минусов", то, по мнению Дмитрия Баранова, одним из них является сам его статус - "казенное предприятие". "Оно (предприятие) может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, - говорит аналитик. - При этом если будет принято решение о ликвидации данного предприятия, то в первую очередь собственник имущества (в данном случае муниципалитет Новосибирска) вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием и распорядиться им по своему усмотрению. Если перевести это с канцелярита на обычный язык, допустим, вы (частный инвестор) построили парковку, рядом с ней за это вам дали в аренду участок земли, принадлежащий МКП, и вы на нем разместили палатку с чебуреками. Но в случае ликвидации МКП вы запросто лишитесь данного участка, причем не факт, что его стоимость будет компенсирована вам по рыночным ценам, а не по ценам БТИ". ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |