26.03.2008  Кемеровская область: для банков важна прозрачность малого бизнеса

   Еще пару лет назад представители малого и среднего бизнеса говорили о том, что банки кредитуют их неохотно, да и сами представители банков признавали, что в работе с малыми и средними предприятиями для них куда больше рисков, чем при сотрудничестве с крупными компаниями. Какова ситуация в сфере кредитования кузбасского малого бизнеса сегодня, достаточно ли ресурсов у банков, стоит ли им опасаться мирового кризиса ликвидности? Об этом в интервью рассказывает начальник управления по ценным бумагам и страховому рынку администрации Кемеровской области Нелли Малютина.
   В.: Вопросы инвестиций в собственное развитие по-прежнему актуальны для представителей малого и среднего бизнеса. Стали ли банки в последнее время более охотно предоставлять кредитные ресурсы таким предприятиям?
   
О.: Вопросы кредитования малого и среднего бизнеса всегда волновали и по-прежнему волнуют как предпринимателей, так и банкиров. Можно с уверенностью сказать, что банки постоянно активизируются в этом направлении. Притом что число банков в области постоянно увеличивается, усиливается и борьба между ними за новых клиентов. Так, если в 2001 году у нас в области действовало 15 филиалов иногородних российских банков, то сегодня их 35, то есть за шесть лет к нам пришли филиалы 20 банков, при этом из 35 российских банков, работающих сейчас на территории Кузбасса, 20 — представители финансовых структур, лидирующих в российских банковских рейтингах.
   Понятно, что они несут с собой полный спектр банковских услуг. И понятно, что они нуждаются в пополнении клиентской базы, потому что через заемщиков банки инвестируют свои или привлеченные средства в развитие территорий. По сути, банки никогда и не отворачивались от предпринимательства и среднего бизнеса. Кредитованием этого сегмента бизнеса сегодня занимается большая часть банковских структур Кемеровской области — как региональные, так и филиалы иногородних банков. Процент кредитования, по неофициальным данным, составляет до 30% объема по банковскому сектору области. Характерно, что отношения банков с предпринимателями в 2007 году вылились в увеличение объемов кредитования почти в два раза. При этом объем кредитования реального сектора экономики вырос на 141%.
   В.: Чем, на ваш взгляд, это вызвано: изменениями условий кредитования или активностью самих предпринимателей, которые успели хорошо зарекомендовать себя в качестве надежных заемщиков?
   
О.: Свидетельством положительных тенденций в вопросах сближения интересов банкиров и предпринимателей является удешевление ссуд. Если два-три года назад средние процентные ставки, под которые бизнесменам выдавали кредиты, составляли 23-25%, то сейчас во многих банках они снизились до 16-19%. Да, условия кредитования стали, безусловно, мягче: расширился спектр предлагаемых банковских продуктов по кредитованию малого и среднего бизнеса, но и сами предприниматели стали, если можно сказать, грамотнее в вопросах кредитования.
   В.: Как соотносятся интересы банков с пожеланиями предпринимателей?
   
О.: Несмотря на рост темпов и объемов кредитования, проблемы по-прежнему остаются. Банки обеспокоены непрозрачностью малого бизнеса, отсутствием твердых залогов. Предприниматели вносят свои пожелания по поводу использования упрощенных программ кредитования, учитывающих особенности и потребности таких предприятий. Если, например, бизнесмены отчитываются по упрощенной схеме, то банкам сложно проследить их финансовое положение. Соответственно, выдача кредитов сопровождается возрастанием риска. Однако банки все же готовы идти навстречу, но только проверенным и зарекомендовавшим себя ссудозаемщикам.
   В.: Сказался ли мировой кризис ликвидности банков на работе банков в нашем регионе по кредитованию малого и среднего бизнеса? Останутся ли в этой ситуации банковские кредиты привлекательным инструментом для его развития?
   
О.: Действительно, стоимость банковских кредитов возросла в течение 2007 года вследствие мирового кризиса. Но Кузбасс он пока не затронул. Ставки по кредитам практически не повысились. Однако банки не могут продолжать ту политику, которую они проводили в последнее время: постепенное снижение ставок для привлечения новых клиентов. Еще на полгода вперед прогнозы для финансового рынка по части ликвидности банков не совсем утешительные. Но Центробанк принимает действенные меры — кредитует коммерческие банки под ценные бумаги (сделки РЕПО), выдает порядка 90 млрд руб. в день. Поэтому у наших банков пока проблем с ликвидностью нет. А проблема стоимости ресурсов есть. И часть банков повышает ставки, потому что не все ресурсы у них свои. Так что те, у кого ресурс по большей части состоит из своих, а не заемных средств, чувствуют себя нормально. Деньги, привлекаемые самими банками, из-за кризиса более дорогие, естественно, ставки понижать они не могут, но и повышать не торопятся, чтобы не отпугнуть существующих и потенциальных клиентов.
   В.: Насколько, на ваш взгляд, оправдались прогнозы аналитиков, сделанные 3-4 года назад, о том, что развитие банковской сферы будет приводить к сегментации деятельности банков (региональные банки — малый бизнес, филиалы российских банков — средний бизнес, международные финансовые структуры — крупные корпорации)?
   
О.: Основная масса банков, работающая у нас в области, универсальна. Исключения составляют некоторые "карманные" банки, работающие с конкретными крупными компаниями или же наоборот - банки, ориентированные только на розничные услуги, например, ВТБ 24. Но это следствие не конкурентной борьбы на рынке — это принципиальная позиция и ориентация на определенных клиентов самих банков. Мне кажется, что банки и должны быть универсальными, тем более филиалы российских банков, поскольку в отличие от региональных банков, располагающих в основном только ресурсами населения, российские банки имеют возможность привлечения ресурсов из головных организаций. А раз есть возможность привлечения этих денежных средств, они должны быть вложены в те или иные операции и кредиты.
   В.: Представителей каких отраслей в малом и среднем бизнесе кредитуют охотнее?
   
О.: Приоритета какой-то конкретной отрасли не отдается. По-прежнему главными гарантиями сотрудничества остаются надежность и платежеспособность клиента, стабильность его работы. Сегодня достаточно сильная конкуренция среди банков, и при этом совершенно естественно, что они стремятся снизить риски — не только "заморозив" свои ставки, но и стараясь работать с благонадежными клиентами. Другое дело, что малые предприятия далеко не всегда готовы предоставлять банкам имущество в залог как гарантию возврата кредитов. Компания должна быть приемлемой для банка, чтобы он был готов вместе с ней вкладывать деньги в какие-то проекты.
   Все же банки в последнее время смягчают позиции по отношению к представителям малого и среднего бизнеса, но только для проверенных клиентов. А по отношению к остальным клиентам такого смягчения позиций не происходит. Возможно, это такая позиция банков: они ждут, когда закончится мировой финансовый кризис и что его окончание будет означать. И в этой ситуации банки лучше придержат ставки на существующем уровне, чем снизят их. Вряд ли такая позиция связана с невозвратами кредитных средств, потому что у нас в области достаточно низкий процент невозврата — это проблема скорее потребительского кредитования, чем среднего и малого бизнеса.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"