19.10.2008  Кемеровская область: центр менеджмента качества РГТЭУ помогает предпринимателям

   Весной этого года Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ – первый и единственный в Кузбассе – подписал соглашение о сотрудничестве с Кемеровским областным отделением “ОПОРЫ России”. О сотрудничестве с организацией рассказал ректор Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, доктора экономических наук, профессора Юрия Клещевского.
   В.: Что общего может быть у вуза и общественной организации предпринимателей?
   
О.: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ и “ОПОРА России” играют немаловажную роль в политической и общественной жизни нашей области. Подписывая соглашение, мы с Олегом Шарыкиным, в первую очередь, отмечали важнейшее значение науки и высшего профессионального образования в подготовке специалистов, обладающих высокой квалификацией, способных быстро адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и активной гражданской позицией.
   В.: В вашем соглашении есть такой пункт: “эффективное взаимодействие в области разработки и совершенствования систем менеджмента качества”. Каким образом вы планируете выполнять его?
   
О.: Все больше предприятий малого и среднего бизнеса внедряют у себя системы менеджмента качества, получают сертификаты соответствия. Наличие такого сертификата является “входным билетом” на серьезный рынок, в круг солидных компаний, клиентов, поставщиков. Это особенно важно для тех предприятий, которые стремятся к долговременному и прибыльному присутствию на рынке. СМК можно успешно применять на любом предприятии – как на крупном, так и на малом. Если ее должным образом внедрить и развивать, то улучшение финансового результата будет значительным.
   В.: Известно и то, что система качества вашего института уже сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001. Но чем конкретно ваш институт может помочь предприятиям малого и среднего бизнеса, решившим внедрить у себя ISO?
   
В.: На базе нашего института с 2006 года функционирует центр менеджмента качества (как представительство аналогичного центра Сибирского государственного технологического университета). В прошлом году он предложил программу по управлению качеством для кузбасских предпринимателей. И мы увидели живой интерес к ней со стороны малого бизнеса нашего региона. В рамках этой программы, государственным заказчиком которой являлся департамент потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области, в центре менеджмента качества нашего вуза прошли обучение сотрудники 72 организаций. Кроме того, центр менеджмента качества дополнительно провел обучение в области СМК более 314 слушателей.
   В.: И что они приобретают, внедрив систему менеджмента качества?
   
О.: СМК дает предприятию массу плюсов. Во-первых, наводится организационный порядок, и работники начинают четко понимать и исполнять требования своих же нормативных документов, постепенно улучшаются все процессы организации. Во-вторых, руководство иначе выстраивает свои отношения с персоналом. Хорошее восприятие компании потребителями влияет на расширение рынка сбыта продукции и, естественно, на рост прибыли. Но для того чтобы успешно использовать ISO серии 9001:2000 как инструмент для улучшения бизнеса, необходимо понять сущность технологии менеджмента качества, как заставить СМК работать на успех и процветание вашего дела.
   В.: Трудностей на этом пути у малого и среднего бизнеса, видимо, тоже возникнет немало?
   
О.: Управление бизнес-процессами в рамках СМК является сложной и трудоемкой задачей и нуждается в конкретной методологической базе. Кроме того, для подавляющего большинства предприятий малого бизнеса сама постановка такой задачи является абсолютно новой, и, следовательно, они своими силами не в состоянии разработать свою модель СМК по причине отсутствия у них соответствующих компетенций. Ключевым моментом в процессе внедрения СМК является необходимость в подготовке квалифицированных внутренних аудиторов. В СМК качество продукции (услуг) проверяется не только перед выходом к потребителю, а на всех этапах ее жизненного цикла. Внутренние аудиторы должны проводить оценку предприятия на соответствие требованиям стандарта, анализировать причины отклонения от требований, установленных клиентами. В СМК низкое качество продукции (услуг) либо потенциальные проблемы выявляются на ранних стадиях производства или предоставления услуги, что позволяет не допустить их развития и срыва условий контрактов.
   Кроме того, ISO предусматривает периодическую проверку СМК внешними аудиторами, что гарантирует потребителям и партнерам конкурентоспособность и устойчивость предприятия. Одним из вариантов разумного внедрения СМК является использование технологий включенного бизнес-консультирования – привлечение внешних консультантов для объединения их с ключевыми менеджерами организации с целью оптимизации модели СМК компании. При этом следует позаботиться о том, чтобы свои разработчики к моменту начала СМК прошли обязательное обучение.
   В.: Какие услуги может предоставить центр менеджмента качества вашего института предпринимателю, решившему сертифицировать систему менеджмента качества на своем предприятии?
   
О.: Для малого и среднего бизнеса мы предлагаем семинары-тренинги по формированию навыков проектирования и внедрения СМК для руководителей и специалистов. Нашим основным преимуществом является практический подход, при котором у слушателя формируются не только качественные знания, но и необходимые компетенции для создания и развития СМК, использование современных методик обучения. Отдельным направлением деятельности центра менеджмента качества является бизнес-консалтинг. Консультирование по разработке систем менеджмента качества и внедрению стандартов ISO 9000 является одним из ключевых направлений нашей деятельности.
   Мы накопили богатый опыт реализации подобных проектов и сформировали собственные подходы, позволяющие сделать проекты успешными. Мы оказываем предпринимателям методическую и консультационную помощь при проведении внутренних аудитов (постановка системы внутренних аудитов, организация и/или проведение обучения внутренних аудиторов); проведение предварительного аудита (анализа) существующей системы менеджмента предприятия (аудит процессов и документации); предсертификационный аудит внедренной системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO 9001:2001.
   Я уверен, в ближайшем будущем система менеджмента качества станет неотъемлемым инструментом развития малого и среднего бизнеса в Кемеровской области. ISO 9001 – мощный инструмент современного менеджмента, способный заметно улучшить бизнес.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Кузбасс"