09.09.2008 Красноярский край: СПП стоит на защите интересов малого и среднего бизнеса Красноярский край с его развитой промышленностью, мощным потенциалом и перспективными инвестиционными проектами в последние годы находится в центре внимания общественно-политической элиты страны. Большой вклад в развитие региона вносит крупнейшая общественная организация — Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (СППКК), одно из наиболее активных региональных отделений РСПП. О деятельности союза, ситуации в регионе и о многом другом корреспондент журнала «Промышленник России» беседует с исполнительным директором СППКК Валерием Андрияшкиным. В.: Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края существует уже не первый год. Что уже удалось сделать и над чем еще предстоит работать? О.: В декабре текущего года Союзу исполняется шесть лет. Скажу без преувеличения — многое за эти годы нам удалось сделать. Основная же задача Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края остается прежней — выработка консолидированной позиции делового сообщества по ключевым направлениям реформ и актуальным вопросам экономической и научно-промышленной политики государства, укрепление позитивного имиджа бизнеса и бизнесменов, повышение правового и социального статуса руководителей предприятий, формирование престижа предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса. Мы добились значительных результатов в этой сфере. Бизнес с каждым годом становится более активным, предприниматели понимают, что лишь объединившись можно стать полноценным партнером в диалоге с властью, привлечь внимание к существующим проблемам и предложить свои варианты решения важнейших вопросов развития региона. Координация взаимодействия промышленников и предпринимателей разных форм собственности и различных отраслей, создание условий для конструктивных взаимоотношений бизнесменов друг с другом, содействие в расширении возможностей развития бизнеса — это то, над чем мы постоянно работаем. Большое внимание союз уделяет развитию кооперации. Наши предприятия активно сотрудничают с такими крупными промышленными корпорациями, работающими в крае, как ЗАО ГМК «Норильский никель», ОАО «РУСАЛ», ОАО «СУЭК», ОАО «Российские железные дороги» и др. Реализация крупных инвестиционных проектов на севере региона дает нам новые возможности для развития краевого бизнеса. И мы не должны эти возможности упускать. Союз проводит многочисленные встречи с руководством строящегося Богучанского алюминиевого завода и Богучанской ГЭС, обсуждает вопросы по привлечению членов СППКК к реализации программы развития Нижнего Приангарья. В соответствии с положениями краевого трехстроннего соглашения не менее 30% договоров в рамках реализации инвестпроектов должно быть освоено краевыми бизнесменами. Первые результаты уже есть. Конечно, эта работа идет нелегко — многие товары и услуги, к сожалению, пока не могут конкурировать с их российскими или зарубежными аналогами. Но это серьезный стимул для краевых предпринимателей по повышению качества продукции и улучшению ее конкурентоспособности. Также продолжается работа по привлечению членов Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края к реализации программы ОАО «Ванкорнефть». В.: Красноярский край известен как промышленный регион. Насколько актуален сейчас для края вопрос банкротства и финансового оздоровления предприятий? О.: Проблемы антикризисного управления мы считаем одним из важнейших элементов социально-экономического развития региона. В нашей стране зачастую недооценивают возможности финансового оздоровления предприятий. И сейчас необходимо сформировать цивилизованный подход к банкротству как одному из важнейших инструментов рыночного регулирования хозяйственного оборота и финансового оздоровления. Для достижения этой цели была создана Антикризисная комиссия Красноярского края при краевом Союзе промышленников и предпринимателей. В состав комиссии вошли арбитражные управляющие, представители ЦСТПП и СППКК, аудиторские, консалтинговые и оценочные, лизинговые и страховые компании, а также финансово-кредитные учреждения. Одной из основных задач комиссии является разработка краевой целевой программы «Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятий Красноярского края» с последующим приданием ей статуса губернаторской программы. В настоящее время комиссия является единственным органом государственных и деловых структур на территории региона, выполняющим функции антикризисного управления. При комиссии организован Совет представителей НП саморегулирующей организации арбитражных управляющих, работающих в Красноярском крае. Основной своей целью совет ставит координацию деятельности между исполнительными, законодательными, судебными и правоохранительными и иными органами власти края. Кроме того, комиссией совместно с ассоциацией «Совет муниципальных образований края» подписано соглашение, предусматривающее сотрудничество в досудебной санации кризисных предприятий и в ходе ведения процедуры банкротства. На сегодняшний день члены комиссии подготовили материалы по реструктуризации задолженности 231 предприятия агропромышленного комплекса края. На договорной основе регулярно проводится мониторинг финансового состояния предприятий—членов СППКК с целью досудебной санации и оказания помощи в организации процедуры банкротства. Антикризисная комиссия, используя опыт Департамента корпоративных отношений РСПП, содействует развитию института альтернативного разрешения корпоративных споров и пропаганды принципов деловой этики как основы отношений в предпринимательском сообществе. Члены комиссии, выполняя функции посредничества, вносят вклад в урегулирование корпоративных и иных споров с участием профессиональных посредников-медиаторов, в качестве которых чаще всего выступают арбитражные заседатели. Для практической реализации всех этих целей был создан Антикризисный центр Красноярского края при СППКК. В.: Если вернуться к вопросу развития малого бизнеса: во многих отраслях нередко малые предприниматели не в состоянии конкурировать с крупным бизнесом. Как решается эта проблема в Красноярском крае? О.: Да, эта проблема актуальна для нашего региона, например, в лесной отрасли. Мелкому лесозаготовителю трудно отстоять свои интересы. Кроме того, новое законодательство, по сути, полностью изменило систему отношений в лесной отрасли, что также осложнило деятельность малого бизнеса. Теперь передача лесных участков в аренду, за редкими исключениями, может осуществляться только по аукциону. Кроме того, лесопользователи должны переоформить действующие договоры аренды лесных участков в соответствии с новым законодательством, а также подготовить планы освоения лесов по арендованным участкам, без которых с 1 января 2009 года осуществление лесопользования будет невозможно. Все эти и многие другие изменения вызывают вопросы у лесозаготовителей. Именно поэтому для оказания им информационной и консультационной помощи было принято решение при министерстве природных ресурсов и лесного комплекса правительства края создать комиссию, которая будет непосредственно заниматься проблемами малого и среднего бизнеса в лесной отрасли. Наша задача — совместно с правительством края проводить разъяснительную работу с участниками рынка, осуществлять информационную и консультационную поддержку предприятиям-заготовителям, а также оказывать помощь в вопросах проведения лесоустройства и подбора подходящих участков для выставления на аукционы. В.: Как вы в целом расцениваете уровень развития лесной промышленности края? О.: Думаю, никто не будет спорить, что лесопромышленному комплексу необходимо уделять гораздо больше внимания, ведь лесная промышленность — один из столпов экономики не только Красноярского края, но и других регионов Сибири. И пока развитие ЛПК идет не по инновационному пути, мы будем отставать в области переработки, в объеме добавленной стоимости продукции от других стран и экспортировать лес с гораздо меньшей выгодой, чем могли бы. Без нововведений, без господдер¬жки, создающей условия для инновационного развития, без активного внедрения технологий глубокой переработки древесины лесопромышленный комплекс может остановиться в своем развитии. Развитие государственно-частного партнерства, строительство лесных дорог, перенимание инновационных разработок, вводимых в других регионах страны, укрепление позиций малого бизнеса в лесном секторе — вот те проблемы, над которыми активно работает Союз промышленников и предпринимателей совместно с правительством Красноярского края. В.: Одним из основных препятствий для предпринимателей является недостаток финансовых ресурсов. Оказывает ли СППКК какое-либо содействие бизнесменам в решении этой проблемы? О.: Да, Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края заключил ряд соглашений с финансово-кредитными учреждениями. Так, например, для малого и среднего бизнеса Сбербанк РФ создает особые условия для кредитования. В рамках нашего сотрудничества со Сбербанком в течение года мы проводим серию круглых столов и семинаров, в ходе которых предприниматели смогут получить ответы на любые вопросы, связанные с получением кредитов, займов, работой с ценными бумагами, применением банковских карт в хозяйственной деятельности организаций, инкассацией, расчетно-кассовому обслуживанию внешнеэкономической деятельности, а также новыми интернет-технологиями обслуживания клиентов. Подобная же работа ведется и с другими финансовыми учреждениями, работающими на территории Красноярского края. Заинтересованность в сотрудничестве выразили Альфа-банк, Урса-банк и др. Кроме того, союз может выступить перед банком в качестве гаранта, подтверждающего деловую репутацию того иного предпринимателя, что является важным фактором при получении кретов и займов. В.: Какие новые задачи ставит перед собой СППКК? О.: Мы намерены активно заняться защитой прав и законных интересов предпринимательства. По инициативе Союза промышленников и предпринимателей края, «ОПОРы России» и «Деловой России» при краевой прокуратуре был создан Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса. Совет является совещательным коллегиальным органом, обеспечивающим взаимодействие общественных организаций и объединений предпринимателей с прокуратурой. Основная задача, которую мы ставили при создании совета, — повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту прав бизнеса, свободу экономической деятельности, а также своевременное реагирование на нарушение закона. Кстати, несмотря на то, что совет создан совсем недавно, к нам уже обратилось порядка 40 предпринимателей из г. Дивногорска Красноярского края с жалобой на администрацию города и его главу. Правительство края намерено принять активное участие в рассмотрении этого конфликта, а краевая прокуратура начинает проверку правомерности деятельности администрации Дивногорска. Мы проводим совместный мониторинг ситуации, складывающейся в крае, стремимся избавиться от административных барьеров, разрабатываем рекомендации по повышению эффективности работы государственных и муниципальных органов власти. Должное внимание мы должны уделить информационной составляющей — намерены активно привлекать общественные организации, объединения предпринимателей и средства массовой информации к обсуждению наиболее острых и злободневных вопросов в сфере защиты прав и законных интересов бизнеса. Совместно с властями и прокуратурой мы определили основные «болевые точки» — направления, над которыми предстоит особо тщательно работать. Это коррупция, рейдерство, нарушения оперативно-розыскной деятельности, ограничение конкуренции, принятие нормативно-правовых и внутренних актов, противоречащих законодательству и нарушающих права предпринимателей. Не так давно состоялось первое заседание совета. Состав еще окончательно не сформирован, но в него войдут сотрудники прокуратуры края, представители исполнительной и законодательной властей государственного и муниципального уровня власти, члены общественных организаций и объединений предпринимателей. ИА "Альянс Медиа" |