06.07.2008 Новосибирск: нужны комплексные центры бытового обслуживания Ремонт обуви остается востребованной социально значимой услугой. Объем заказов по городу оценивается в 500 тыс. пар в год. Основной объем выполняют около 150 одиночных киосков. Бизнес малорентабелен, а вложения рассчитаны на долгую перспективу, поэтому предприниматели не спешат развивать услугу. Ситуация может измениться уже в ближайшем будущем. Активные игроки сходятся во мнении: кто вложится в развитие сети комплексных бытовых центров и продвижение услуг, в перспективе сможет снять проблему сезонности и занять значительную долю рынка. В советском прошлом услуга была поставлена на широкую ногу. Несмотря на значительный объем производства, хорошая обувь была довольно дефицитным товаром, и население ремонтировало обувь чаще. «В рамках Облобувьбыта мы были государственным учреждением, - вспоминает директор сети обувных мастерских «Кларино» Виктор Толстой. - У нас было 65 точек, на которых работало 750 человек. Годовой оборот ремонта составлял около 600 тыс. пар обуви. Затем предприятие было приватизировано и стало акционерным обществом. Сегодня Новосибирск - единственный среди городов региона, где сохранилась сеть обувных мастерских под единым управлением». Сегодня от Облобувьбыта осталось 25 мастерских, на которых 150 человек ремонтируют от 180 до 200 тыс. пар обуви в год. Кроме профиля, «Кларино» занимается ремонтом часов, молний, застежек и т. д. В планах предприятия развитие сопутствующих бытовых услуг. Год назад услугу по ремонту обуви поставила сеть химчисток Bwe, активно продвигающая дополнительный сервис. «Изначально мы поставили услугу по ремонту обуви как дополнение к химчистке. Услуга продвигалась среди клиентов нашего предприятия и оказалась востребованной, - рассказывает директор сети химчисток Bwe Нина Скрябина. - По отзывам предпринимателей из Екатеринбурга, Иркутска и других городов Сибири, закупивших немецкое оборудование, аналогичное нашему, спрос на ремонт обуви высокого качества возрастает. В ближайших планах у нас открытие новой точки по ремонту обуви. Сейчас мы рассматриваем вопрос о закупке дополнительного оборудования». Во времена Союза жилые зоны изначально проектировались с расчетом мест бытового обслуживания. Сегодня распространение мастерских регулирует рынок коммерческой недвижимости. Мелкие одиночные сервисы, принадлежащие к одному виду услуг, закрываются, а оставшиеся оказываются рассеянными. Большинство отдельных киосков сосредоточено на улицах спальных районов и во дворах жилых домов. Возможности развития мастерской в такой форме ограничены интересами владельца, зачастую совмещающего и работу мастера. Кроме того, сезонность и низкая прибыль на арендованных площадях не дают возможности вкладывать средства в развитие бизнеса. «Инвестировать развитие филиальной сети мы не можем по причине краткосрочности аренды и отсутствия собственных площадей, - сетует В. Толстой. - В прошлом году мы вынуждены были покинуть мастерскую на ул. Советской, 50а. Мы не смогли выкупить помещение на аукционе, а новый владелец не был заинтересован в предоставлении аренды. На сегодня мы содержим мастерские за счет другого бизнеса. Если мы ликвидируем бизнес по ремонту обуви, то киоски не справятся с объемом заказов населения Новосибирска. Мы выполняем до 50% объема заказов по городу. На текущий год к продаже запланировано 5 арендуемых нами помещений. Работа с областным советом депутатов, мэрией и администрациями районов пока позволяет надеяться на защиту, однако если это сотрудничество будет нарушено, мы будем вынуждены расстаться с бизнесом. C другой стороны, если после 2009 года мы получим гарантию, что помещения останутся у нас, мы готовы не только сохранить, но развивать социально значимый бизнес». Динамика прироста мастерских не имеет сегодня большого значения. Вновь открываются только отдельные киоски. Квалифицированных специалистов с многолетним стажем работы среди мастеров в уличных будках очень мало. Рабочие, по крайней мере, половина из них, - иммигранты из регионов Средней Азии и Закавказья последних лет. Навыков у них нет, и укоренившиеся мигранты и старожилы бизнеса не ощущают серьезной конкуренции с их стороны. Однако ситуация может измениться. Освобождающиеся ниши могут занять неквалифицированные предприниматели-одиночки, совершенно не заинтересованные в развитии своего бизнеса. Для мастерской сегодня возможны три варианта расположения: киоски и помещения в спальных районах и дворах жилых домов, центральные магистрали и торгово-развлекательные центры. Первый вариант предполагает ограниченное число заказчиков - только постоянное население жилой зоны. «Мы рассматривали вариант расположения химчисток и ремонта обуви в спальных районах, - разбирает географию города Н. Скрябина. - Но основные затратные статьи при открытии не зависят от месторасположения, стоимость услуги остается единой. В спальных районах наши цены воспринимаются как высокие. Мы ориентируемся на клиентов с доходом выше среднего и высоким. Опыт показывает, что наиболее оптимальное размещение - вблизи магистралей и деловых центров». На сегодняшний день преимущество в спальных районах получают лишь отдельные киоски, ориентированные на постоянного клиента. «В спальном районе мастерская набирает обороты быстрее, чем на крупных развязках, - считает владелец обувной мастерской на ул. Крылова Александр Зенков. - Другое дело, что чистых деловых районов в городе нет, и даже те клиенты, что приходят в проходную мастерскую, как правило, живут неподалеку. Проходной клиент составляет незначительную долю в общем объеме заказов. По-другому обстоит дело с изготовлением ключей. Линия метро - идеальное место для этой услуги. Кроме того, здесь очень важен ассортимент, в котором обязательно должны быть домофонные ключи». Среди перспективных вариантов расположения мастерских эксперты называют торгово-развлекательные центры. «В последнее время нам часто поступают предложения арендовать площадь под химчистку и ремонт обуви в торговых центрах, - продолжает Н. Скрябина. - В проектах центров высокого класса наличие таких сервисов - обязательное условие. Мы планируем открытие таких точек, однако затратная часть бизнеса высока, а окупаемость долгосрочна, поэтому мы не форсируем события». Последний вариант предполагает трудности, связанные с тенденцией сохранения высоких цен на коммерческую площадь. Расположение мастерской в центральной части города и на крупных развязках приносит больший доход, потому что потенциальный объем заказов в спальном районе заведомо ограничен, а деловые части города очень плотны. Люди проводят большую часть дня на работе и зачастую везут ремонтировать обувь с собой. В пределах досягаемости (5-7 минут) мастерская получает клиентов целыми коллективами предприятий, бизнес-центров и муниципальных учреждений. Однако решающим фактором остается качество услуги, от которого зависит поток клиентов. «Основные факторы успеха бизнеса - стаж мастерской, скорость и качество работы, - определил приоритеты А. Зенков. - Расположение точки имеет в данном случае подчиненное значение. Важна и ценовая политика. Разброс по рынку довольно существенный. Однако в случае с одиночными мастерскими стоимость зачастую зависит от договоренности в каждом конкретном случае. В работе бывает такой завал, что клиенту иногда приходиться просто отказывать или просить зайти позже». Участники рынка единодушно утверждают, что в перспективе ремонт обуви сохранит позиции востребованной бытовой услуги. Тенденции развития отрасли говорят в пользу повышения уровня сервиса и развития комплекса услуг. «В будущем бизнес будет существовать в форме комплексных центров бытового обслуживания, где можно будет сделать мелкий ремонт и чистку одежды и обуви, - уверен В. Толстой. - Мы уже организовали небольшой дом быта на Красном проспекте, 87. Здесь есть ремонт обуви, химчистка, парикмахерская, изготовление ключей и ремонт часов». Комплекс бытового обслуживания может включать в себя также ремонт ювелирных изделий, печать фотографий и копировальные услуги. Такой универсальный центр должен располагаться среди офисов и жилых домов, вблизи крупной транспортной развязки. Сумму стартовых вложений определяет стоимость оборудования. Станки для ремонта обуви в России не выпускаются. Основные страны-производители - Германия, Чехия и Китай. «Наше преимущество - профессиональное немецкое оборудование, позволяющее быстро и качественно выполнять сложную работу, - рассказывает Н. Скрябина. - Нам доверяют дорогую обувь, и мы уверены в качестве своей работы. Немецкое оборудование по ремонту обуви в расчете на двух мастеров обходится нам в сумму чуть менее 1 млн руб. Сюда входит многофункциональный станок и комплект расходных материалов (набойки, клеи, кожа и т. д.) на 1 год. Ориентировочная окупаемость оборудования - 3 года». Китайское оборудование для ремонта обуви обойдется сегодня приблизительно в 150 тыс. руб. Основа - отделочный станок - стоит от 90 тыс. На остальные инструменты приходится 15-20 тыс. руб. Необходимая площадь для работы мастера - около 10 кв. м. По оценке В. Толстого, максимальная сумма аренды помещения, при которой бизнес будет приносить 3-5% чистой прибыли - до 1 тыс. руб. Точка окупается от 3 до 5 лет. При этом нужно учесть, что «насиживается» место около 2 лет. Сезонный фактор значительно снижает количество заказов с мая по середину августа, а затем с середины ноября до середины марта. В это время оборот может снижаться на 50%. Летом в спальных районах ремонт обуви практически не востребован, в деловых районах такая ситуация выпадает на выходные дни. Точка на одно рабочее место в центральной части города приносит в зависимости от сезона 3-5 тыс. руб. в смену. Сезонный фактор может быть существенно смягчен при наличии чистящего оборудования. «В летний период наблюдается некоторый спад, однако он может быть частично компенсирован за счет дополнительных услуг, - отмечает Н. Скрябина. - На нашем предприятии планируется внедрение дополнительной услуги - индивидуальное украшение обуви по желанию клиента стразами, вышивкой и т. д. Этот вид ручной работы сейчас очень популярен. Зимой сокращение объема ремонта компенсируется чисткой замшевой обуви». На начальном этапе работы ремонтной мастерской крайне важен высокий уровень квалификации мастера. Значительная доля заказчиков обращается по рекомендации знакомых, благоприятно отозвавшихся о работе. Основным навыкам работы можно обучить за несколько месяцев, однако высокий уровень квалификации мастера нарабатывается годами. Работа кропотливая, поэтому главные профессиональные принципы - аккуратность и усердие. Профессия обувного мастера или сапожника в советском прошлом имела более высокий статус, рассказал А. Зенков. Костяк первоклассных мастеров города составляли среднеазиатские евреи, передававшие навыки из поколения в поколение и составлявшие целые артели. С распадом Союза они мигрировали в США, Германию и Израиль вместе со своей профессией. В результате город испытывает большой недостаток квалифицированных мастеров. Свободную нишу заполняют мигранты. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Эпиграф" |