10.11.2007  Сибирский федеральный округ: технологии бизнес-«развода»

   Даже те, кто смог расстаться с деловым партнером по-хорошему, вспоминают это событие как одно из самых трудных в своей жизни — не только в экономическом, но и в личном плане.
   Однако бизнесмены признают, что «разводы» становятся цивилизованнее: если 10 лет назад бизнес нередко делили с помощью присвоения, в том числе и криминальными методами, то сейчас вырабатывается культура цивилизованных разделов.
   При этом остается немало случаев, когда правильный с точки зрения закона «развод» справедливым не назовешь.
   Те, кому удалось «развестись» цивилизованно, гордятся этим. Они подчеркивают, что делить бизнес следует не только по закону, но и по справедливости — чтобы бывший компаньон не стал врагом.
   Президент корпорации «СИТЕХ» Никита Иноземцев отмечает, что, как правило, расставание с совладельцами происходило на пиковых для компании этапах развития — кризиса или подъема. «Развитие бизнеса выступает в данном случае не как основная причина, а как катализатор, а пока бизнес не достиг определенных успехов, делить особо и нечего, — продолжает мысль руководитель департамента сопровождения сделок с капиталом компании «Брокеркредитсервис« Дмитрий Балин. — После того как этот катализатор сформирован, возможны два варианта — или более качественное развитие, или раздел».
   Был бы человек хороший, тогда и раздел бизнеса пройдет без эксцессов и цивилизованно, — такого мнения придерживаются большинство экспертов. «Что делает процесс раздела бизнеса нецивилизованным? — рассуждает директор Сибирской юридической компании Сергей Карпекин. — В первую очередь это способы и методы решения проблем, которые зачастую граничат с криминалом, неадекватное понимание партнерами ситуации, вопросов стоимости принадлежащего им бизнеса, оценки личного вклада каждого в его развитие, желание обогатиться за счет партнера и прочее».
   Карпекин выделяет несколько факторов: первый — характер личности партнеров. Если он жаден, склонен к обману и криминальным методам решения проблем, то о цивилизованном «разводе», как правило, речь не идет. Второй — силы, возможности и ресурсы другого партнера. Бизнес — штука жесткая, довольно часто жестокая. Если противник слабый — его «мочат» или «гасят», если сильный — с ним считаются, договариваются.
   Хотя нередко конфликтующие стороны слишком переоценивают свои силы или недооценивают силы противника и начинают «мочить» друг друга. Это в полной мере можно отнести и к конфликтам партнеров по бизнесу. «В данном случае, как правило, ситуация выходит из-под контроля и получается то, что называется «нецивилизованным разводом», — поясняет Сергей Карпекин.
   «Цивилизованный вариант один: оценка всего бизнеса, затем достижение договоренности о том, как каждая из сторон получает свою долю от общего, — отмечает управляющий партнер компании DSO Cosulting Сергей Дьячков. — Это могут быть денежный выкуп акций «остающейся в бизнесе» стороной, разделение активов, то есть бизнесов и запасов, либо комбинированный вариант».
   «Очевидно, что цивилизованный раздел — тот, который соответствует не только букве, но и духу закона. Оспариваемые годами судебные решения, исполнительные листы, несмотря на кажущуюся формальную правильность, свидетельствуют о том, что безболезненно процесс раздела бизнеса не прошел», — отмечает руководитель департамента сопровождения сделок с капиталом компании «Брокеркредитсервис» Дмитрий Балин.
   В разряд скандальных «развод» переводят, как правило, несколько факторов эмоционального характера. Первый — когда возникла взаимная неприязнь компаньонов (как правило, из-за чрезмерных амбиций или притязаний одного из них). Второй — когда дело касается семейного бизнеса, и его раздел связан с распадом семьи. Третий — когда основные собственники чрезмерно доверчивы, а нанятые ими топ-менеджеры имеют притязания на долю в бизнесе.
   «Бизнес созрел, достиг своей наивысшей точки развития, бурный рост замедляется, начинаются процессы инвестирования в другие направления деятельности, и возникает желание бизнесменов «пожить для себя« — то есть вывести всю или часть прибыли в личное потребление и так далее», — так характеризует Сергей Карпекин отправную точку большинства конфликтов между давно сотрудничавшими компаньонами.
   Начинают возникать разногласия между партнерами на темы, в какие проекты инвестировать зарабатываемые бизнесом деньги, стоит ли продолжать вкладывать средства в бизнес, который, как кажется, уже исчерпал резервы роста, сколько средств из получаемой прибыли можно забрать себе на потребление и на личные проекты.
   Уже сам факт отсутствия согласия по ряду вопросов между компаньонами может создавать нестабильность — в такой ситуации один из партнеров может выйти из бизнеса.
   Впрочем, неприятностей можно ждать не только от совладельца, но и от наемного менеджера, желающего стать владельцем бизнеса. «За последние несколько лет в российском бизнесе возникла новая причина раздела бизнеса — бывшие топ-менеджеры, ставшие совладельцами основателя компании (он в свое время их так пытался мотивировать), претендуют на собственное видение бизнеса, но при этом не начинают свой бизнес «с нуля», а честным или нечестным путем «уводят« уже существующий, — отмечает бизнес-психолог, организационный консультант Марина Иноземцева. — Однако руководитель по найму чаще всего как был исполнителем, пусть даже очень хорошим, так им и останется. В результате нередко компании, подвергшиеся разделу, постепенно хиреют, уменьшаются до уровня мелкого бизнеса — такими легче управлять, да и рисков меньше».
   Бывшие супруги или родственники также способны доставить друг другу не меньшие неприятности в бизнесе. Совладельцы ООО «Лес-Контракт» (Новосибирск) — бывшие зять и тесть — уже более года делят свою компанию. Этот процесс начался после развода дочери основного учредителя с мужем. Как отмечают источники «СУ», зять являлся директором компании и, воспользовавшись своим положением, вывел часть имущества с предприятия.
   «Когда мы приняли решение, что необходимо делить бизнес, то плакали в прямом смысле этого слова», — признается один из новосибирских бизнесменов. Вне зависимости от взаимоотношений партнеров в бизнесе его раздел по эмоциональному накалу может сравниться с распадом семьи — это признают практически все опрошенные эксперты.
   Особенно сильные эмоции одолевают компаньонов, считающих себя обманутыми. «Конечно, поначалу есть ажиотаж, желание отплатить бывшему партнеру той же монетой, но, остыв, понимаешь, что не стоит тратить на это силы и средства, — говорит Никита Иноземцев. — Если тебя лишили собственности, значит, ты был слаб или непредусмотрителен. Главное — извлечь из ситуации урок. Поэтому в подобных случаях я махал рукой и говорил: «Ребята, вас Бог накажет».
   О бывшем компаньоне принято говорить или хорошо, или никак. Те, кому пришлось пройти через деление бизнеса, опасаются нарушить хрупкий мир в отношениях.
   Большинство бизнесменов уверено, что, каким бы цивилизованным ни был «развод», он не пройдет безболезненно для экономических показателей бизнеса. Консультанты считают, что это мнение далеко не всегда обосновано. «Безболезненно можно разделить бизнес, если он разнопрофильный и при разделе не нарушатся технологическая и финансовая цепочки, например, производство и сбыт, добыча и обработка. Все зависит от финансовой грамотности самих владельцев бизнеса, которые должны понимать, что их часть бизнеса сможет сама легко интегрироваться в текущий рынок», — уверен заместитель генерального директора ООО «Русские инвесторы — Сибирь» Андрей Панченко.
   То, как будет осуществляться раздел бизнеса, напрямую зависит от уровня цивилизованности самой компании. По словам руководителя юридического отдела группы компаний «Баланс» Евгения Нафтаева, в вопросе раздела компании многое предопределено тем, как организован бизнес. «Цивилизованным «разводом« можно считать продажу одним из компаньонов своей доли (акций) другому компаньону или третьему лицу. Конфликты возникают, как правило, тогда, когда ни один из совладельцев не имеет преобладающего права на управление бизнесом либо когда какие-то из совладельцев не принимают личного участи в управлении. Например, в случае владения компанией 50 на 50 договориться об условиях расставания практически невозможно».
   Эксперты подчеркивают, что в период раздела бизнес зачастую нуждается в антикризисном управлении. «Иногда бывает достаточно подойти к проблеме с другой стороны и реализовать комплекс оздоравливающих процедур», — говорит господин Балин.
   Тем не менее у опрошенных представителей сибирского бизнеса нет однозначного мнения о том, следует ли при разделе имущества опираться на собственные силы или же привлекать консультантов со стороны. «Не надо консультантов, — считает Сергей Дьячков. — Они все равно не обладают полной информацией об отношениях компаньонов. Нормальные люди должны сами уметь договариваться — иначе как бы они сделали бизнес».
   Несмотря на очевидные риски партнерства, большинство бизнесменов подчеркнуло, что ошибки не отбили у них стремления работать с компаньонами. Время акционеров-одиночек проходит, уверены они.
   «Единолично можно вести только ограниченный в масштабах бизнес, например, с оборотом до полутора миллиардов рублей», — считает Никита Иноземцев.
   «Различие взглядов, стремлений и ценностей, если оно становится велико, неизбежно приводит к конфликтам, — резюмирует Сергей Карпекин. — А как будут разрешаться эти конфликты, всецело зависит от бизнесменов, от их готовности адекватно оценивать ситуацию, идти на компромиссы во имя общего блага, от наличия корпоративного духа».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"