14.08.2007  СФО: перспективы развития СЭД связывают с ростом бизнеса

   Несмотря на то, что системы электронного документооборота (СЭД) появились еще в конце прошлого века, а на сегодняшний день на российском рынке представлено достаточно как зарубежных, так и российских разработок. В целом уровень развития СЭД в Сибирском регионе участники рынка склонны оценивать как невысокий. Причин тому называется несколько. Вместе с тем интеграторы отмечают появление заказчиков, которые сами инициируют внедрение подобных систем, что является позитивным признаком развития рынка.
   По словам руководителя направления учетных систем компании «Нонолет-КиТ» Михаила Афанасьева, отсутствие СЭД в большинстве случаев не воспринимается руководителями предприятий как актуальная проблема. Кроме того, зачастую у руководства крупных компаний, которые являются потенциальными заказчиками подобных систем, нет мотивации изменять свою ИТ-инфраструктуру.
   Более категорична точка зрения руководителя направления электронного документооборота ООО «Центр КИС» Елены Голендухиной, которая считает, что сейчас системы электронного документооборота уже вышли на новый уровень и позиционируются как Enterprise Content Management (ECM), в то время как в Сибири эра собственно СЭД еще даже не наступала. «Уровень знаний в области информационных технологий среди потенциальных клиентов низок, — говорит Елена Голендухина. — Для этого мы регулярно проводим семинары, цель которых — показать и объяснить преимущества использования СЭД в бизнесе».
   Руководитель центра решений в СФО компании Softline Владимир Грибов констатирует, что в регионе наблюдается заинтересованность заказчика в подобного рода системах. По его словам, уровень зрелости, на который вышли компании, достаточен для внедрения систем СЭД. «Резкий скачок рынка вряд ли возможен, но устойчивый рост будет продолжаться еще несколько лет», — прогнозирует Михаил Афанасьев. Впрочем, участники рынка указывают и на тот факт, что многие крупные предприятия региона входят в холдинги, которые зачастую управляются из другого города. Соответственно решение о внедрении электронного документооборота (ЭД), о выборе интегратора и самого продукта принимается не предприятием, а управляющей компанией.
   Перспективы развития сибирского рынка систем электронного документооборота связывают с ростом местного бизнеса, с одной стороны, и принятием законодательных решений по данному вопросу — с другой. В связи с этим показательна ситуация, касающаяся системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в контролирующие органы. С 2007 года предприятия с численностью персонала свыше 250 человек обязаны предоставлять отчетность в ИФНС только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. По словам ведущего специалиста сектора управления качеством бизнес-процессов сервисного центра «Ринет» Андрея Андрияшевского, с 2008 года это требование начнет распространяться на организации, имеющие в своем штате уже более 100 сотрудников.
   Для систем внешнего электронного документооборота характерна полная формализация, так как процесс сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи жестко регламентируется приказами МНС России (использование сертифицированных средств криптографической защиты информации [СКЗИ], электронно-цифровая подпись [ЭЦП], передача данных по защищенному протоколу, гарантирующая конфиденциальность передаваемой информации). Формализация работы системы напрямую отражается на стоимости рабочего места в ней.
   «Для внедрения «обычного» ЭД требуется в первую очередь разработка внутренних стандартов, регламентов и правил документооборота, основанных на бизнес-процессах организации, что само по себе стоит немалых вложений и времени, — говорит господин Андрияшевский. — Зачастую покупка программного обеспечения для организации внутреннего ЭД обходится дешевле, чем его внедрение, включая обучение пользователей. Плюс возможны затраты на поддержку системы. Что касается внешних систем ЭД, то стоимость рабочего места здесь в разы ниже и доступна даже для индивидуальных предпринимателей, поскольку настройки просты, необходимость в сопровождении отсутствует, а все обновления происходят автоматически».
   Говоря о стоимости рабочего места СЭД, опрошенные «КС» интеграторы называли цены, колеблющиеся в весьма широком диапазоне — от 2,4 до 50 тыс. руб. Все зависит от сложности внедрения используемой программной платформы и необходимого заказчику функционала.
   По словам Андрея Андрияшевского, ссылающегося на маркетинговые исследования, рынок систем защищенного электронного документооборота в Сибирском регионе находится в стадии становления. Многие компании просто не проинформированы о преимуществах сдачи отчетности электронным способом в пику традиционному бумажному. Тем не менее количество подключений к системе, представляемой на рынке его компанией, составляет по всей стране порядка 10 тыс. подключений ежемесячно. Андрияшевский уверен в перспективности развития систем защищенного ЭД и говорит, что переход на электронное взаимодействие не только между предприятиями и контролирующими органами, но и между самими предприятиями (например, обмен юридическими и бухгалтерскими документами) — дело недалекого будущего.
   «За последние несколько лет в регионе произошло довольно много успешных внедрений различных информационных систем. Это повысило доверие к программным продуктам и компаниям-внедренцам. Стало обычным явлением, когда предприятия самостоятельно принимают решение внедрить у себя СЭД и обращаются к поставщикам и консультантам для оценки и выбора конкретной системы. Растет интерес к системам, позволяющим осуществлять распределенную обработку документов, к возможностям интеграции с учетными системами», — рассказывает Михаил Афанасьев.
   Обычно внедрение начинают с основных процессов, постепенно развивая систему. По словам интеграторов, этот процесс может продолжаться годами. Второй важный момент, который «тормозит» развитие СЭД, — организация юридически значимой электронной подписи, которая достаточно сложна, и поэтому ей занимаются редко. А без ЭЦП от бумажных документов полностью отказаться невозможно.
   Владимир Грибов отмечает, что основная трудность перехода на СЭД состоит в том, что по российскому законодательству не существует нормативов по электронному документообороту. «Как следствие, в СЭД требуется наличие атрибутов с указанием физического месторасположения бумажных документов, — говорит господин Грибов. — И компании вынуждены хранить, наряду с электронными версиями документов, их бумажные оригиналы». По его словам, компании, полностью перешедшие на электронный документооборот, — это западные фирмы, на которые не распространяются требования российского законодательства. Однако, как замечает Елена Голендухина, при наличии в компании электронного и бумажного документооборота, возникает ряд проблем. Главная из которых — соответствие бумажных и электронных документов.
   Переход к электронным системам документооборота в основном связан с ростом количества обрабатываемых документов компании, их классификацией и сложностью согласования документов. Если компания принимает решение о полной автоматизации документооборота, то, как правило, автоматизации подлежит работа руководителей всех подразделений, так как именно руководителям или их помощникам более других приходится работать с бумагами: по статистике, 40–80% рабочего времени в зависимости от занимаемой должности. В случае частичной автоматизации на СЭД переводятся канцелярия и подобные ей организации, договорная служба. Иногда требуется автоматизировать только подготовку и проведение совещаний, рассказывает Елена Голендухина. Если компания стремится получить максимальный эффект от внедрения СЭД, автоматизация должна быть полной. Если цель — решить какие-то проблемы, то возможна частичная автоматизация.
   Михаил Афанасьев считает, что даже перевод одного бизнес-процесса из бумажного в электронный вид позволит получить от внедрения отдачу. Выигрыш достигается за счет строгого регламента выполнения работ, гарантированной доставки документов к сотрудникам, которые с ними работают, повышения эффективности труда этих сотрудников. Кроме того, переход на электронный документооборот, по словам интеграторов, повышает внутреннюю дисциплину сотрудников, улучшает систему анализа и управления знаниями, делает работу предприятия более прозрачной.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"