03.06.2008  СФО: кредитование МСБ - приоритетное направление многих банков

   
   О намерениях активно работать в сегменте кредитования малого бизнеса в последнее время не заявил только ленивый. Как следствие: все банки говорят об ужесточении конкуренции на этом сегменте. Вот только в оценках того, насколько она серьезна и приведет ли к смене лидеров, участники рынка расходятся.
   На 1 января 2008 года лидером по объему кредитов, выданных ПБОЮЛ в целом по Сибирскому федеральному округу, был КМБ-Банк - 3,9 млрд руб. За год портфель банка по этой категории заемщиков вырос на 64%. В тройку лидеров также входили Сибирский банк Сбербанка России - 3,36 млрд (39%) и УРСА Банк - 2,9 млрд (64%). Портфель за 2007 год больше 1 млрд руб.
   также сформировали ВТБ 24 - 2,9 млрд (223%), Инвестсбербанк - 1,57 млрд (33%), УРАЛСИБ - 1,4 млрд (22%), МДМ-Банк - 1,39 млрд (89%), РОСБАНК - 1,2 млрд (34%), Банк "Кедр" - 1,004 млрд (8%).
   Как отмечают лидеры рынка, основными слагаемыми успеха при кредитовании малого бизнеса являются большая сеть, опыт работы, разнообразный набор кредитных продуктов для этой категории заемщиков и привлекательные ставки, а также современные технологии предоставления займов.
   В частности, в Сибирском банке Сбербанка России обслуживание малых предприятий и индивидуальных предпринимателей осуществляется в 27 отделениях и 93 дополнительных офисах Сбербанка на территории Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. Кроме того, в местах наибольшей концентрации представителей малого бизнеса на базе дополнительных офисов банком созданы специализированные точки продаж - 24 центра и экспресс-офиса обслуживания малого бизнеса.
   Как результат: в 2007 году Сибирским банком Сбербанка России выдано кредитов субъектам малого предпринимательства (СМП) на сумму 40,8 млрд руб. Остаток срочной ссудной задолженности по кредитам субъектов малого предпринимательства за прошедший год вырос на 3,2 млрд руб., достигнув на 1 января 2008 года 12,7 млрд руб. (для сравнения: за 2006 год увеличение ссудной задолженности СМП составило 1,8 млрд руб., остаток срочной ссудной задолженности по кредитам СМП на 1 января 2007 года - 9,5 млрд руб.). По итогам 2007 года темп роста остатка краткосрочной ссудной задолженности субъектов малого предпринимательства составил 120%.
   "Главное наше конкурентное преимущество - кредиты без обеспечения для руководителей малых предприятий под анализ бизнеса, - отмечает заместитель директора по малому и среднему бизнесу Урало-Сибирского ТУ ОАО "АКБ "РОСБАНК" Сергей Проскурнин. - Кроме того, в отличие от большинства банков мы снизили процентные ставки для этой категории заемщиков в период кризиса ликвидности и ввели систему лояльности для добросовестных заемщиков".
   Заместитель руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО "УРАЛСИБ" по корпоративному банковскому бизнесу Эдуард Ахтямов также считает, что самый важный фактор, обеспечивающий лидерство, - удобство кредитных продуктов. "В частности, в нашем банке мы предлагаем малым предприятиям две специализированных кредитных программы. Первая рассчитана на небольшие предприятия, начавшие развивать свой бизнес недавно. Вторая создана специально для тех, кто активно расширяет свой бизнес, например, создает сеть магазинов или салонов, и нуждается в инвестиционных средствах".
   Комментируя ситуацию на рынке кредитования малого бизнеса, заместитель начальника кредитного управления Новосибирского Муниципального банка Тихон Скударнов отмечает, что деление на лидеров в данном сегменте очень условно. Он объясняет это тем, что в настоящее время не выработано единого для всех банков понятия "малый бизнес". Как правило, для коммерческого банка это категория компаний-клиентов, отвечающих следующим требованиям: официальная отчетность (не всегда адекватно отражающая реальную финансовую состоятельность) и фактическая рентабельность бизнеса, позволяющая платить относительно высокую цену за кредиты. "С этой точки зрения малому сегменту рынка корпоративных кредитов присуща закономерность "высокие риски-высокая доходность", - рассуждает Скударнов. - Исходя из этого каждый банк сам определяет для себя допустимые границы «риск-цена» и формальные признаки, по которым предприятие в его клиентской базе будет отнесено к малому бизнесу. Поэтому построить из банков четкую шеренгу в такой непрозрачной среде, как малый бизнес, весьма затруднительно. А упомянутые выше банки демонстрируют скорее успехи в методологии кредитования и продаже конкретных продуктовых линеек. Это, разумеется, не умаляет их достижений на рынке, но все же не позволяет говорить о безусловном лидерстве по объемам кредитования малых предприятий".
   Так или иначе, но приоритетным направлением деятельности кредитования малого и среднего бизнеса сегодня называют многие коммерческие банки. По словам начальника управления малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала Альфа-Банка Артема Рохлина, это обусловлено бурным развитием сегмента, который требует кредитной поддержки. "В Альфа-Банке недавно создано новое подразделение по работе с компаниями малого и среднего бизнеса. В Новосибирске оно работает чуть больше двух месяцев, а недавно это направление стартовало и в Кемерове. На очереди - Томск и Барнаул", - говорит Рохлин.
   Лидеры рынка признают, что ощущают ужесточение конкуренции. В УРАЛСИБе это связывают с потенциальной емкостью рынка кредитования малого бизнеса, который оценивают в десятки миллиардов долларов, и динамикой: малый бизнес растет существенно быстрее остальных секторов экономики. Несомненно, сегодня банки проводят агрессивную политику по привлечению клиентов.
   Наиболее активными игроками на рынке кредитования малого бизнеса являются КМБ-Банк, УРСА Банк, ВТБ 24, Группа "РАЙФФАЙЗЕН", УРАЛСИБ, РОСБАНК. Однако определяющим критерием для клиента при получении кредита остается его стоимость, комментируют ситуацию в Сибирском банке Сбербанка России.
   В то же время руководитель службы розничных продаж ВТБ 24 в Новосибирске Константин Каменщиков отмечает, что в большинстве случаев программы для кредитования малого бизнеса - это не специальный кредитный продукт, а маркетинговый ход. Ведь в дальнейшем клиенту предлагается пройти стандартную процедуру рассмотрения кредита. Специальные скоринговые программы для малого бизнеса предлагают очень мало кредитных организаций. "Для части банков это пока всего лишь популярная услуга, так сказать, дань моде. И дальше декларирования работы в данном секторе дело не идет: ставки слишком высоки, сроки кредитования далеки от реальных потребностей клиентов, управленческая отчетность не принимается в анализ, - соглашается начальник управления корпоративного бизнеса филиала "Западно-Сибирский" ОАО "Собинбанк" Илья Солодухин. - Но есть и те банки, которые целенаправленно начали работать в данном секторе кредитования - это, как правило, крупные федеральные игроки, и вот здесь наблюдается реальная конкурентная борьба. Банки проводят конференции, в кооперации с представителями бизнеса в поисках синергии проводят различные акции, город пестрит от рекламы с новыми предложениями.
   При достаточных запасах ликвидности и больших возможностях рефинансирования федеральные игроки имеют преимущества в конкуренции по сравнению с региональными банками".
   Артем Рохлин отмечает, что ниша кредитования малого бизнеса на отечественном банковском рынке еще не сформирована, и его основные игроки будут определяться именно в ближайшие два-три года. "При условии долгосрочных отношений с банком финансовые институты могут получить неплохой пласт клиентов, которые в будущем могут пользоваться всеми видами банковских продуктов", - уверен Рохлин.
   В Промсвязьбанке, который вышел на рынок кредитования малого бизнеса в октябре 2007 года, также возлагают большие надежды на этот сегмент рынка. В настоящее время за каждый последующий месяц филиал стабильно выдает больше кредитов, чем в предыдущий. Как результат: за неполные восемь месяцев работы портфель кредитов малому и среднему бизнесу в банке составляет уже 380 млн руб. "Думаю, рейтинги будут обновляться по мере развития кредитных технологий, следуя за успехами банков в части корпоративного направления в целом. В обозримом будущем вряд ли кому-то удастся потеснить Сбербанк, - рассуждает Тихон Скударнов. - УРСА Банк и КМБ-Банк все еще достаточно плотно привязаны к внешнему финансированию, и возможности по кредитованию для них будут ограничены развитием депозитной базы. В итоге лидерами рынка могут стать и региональные банки, успешно реализующие на базе портфеля корпоративных кредитов новые проекты в сфере кредитования малого и среднего бизнеса".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"