11.05.2008  Новосибирская область: рынок спортивных товаров продолжает активно развиваться

   
   Розница прирастает преимущественно за счет открытия мульти- и монобрэндовых магазинов средних форматов, а также отделов в торговых центрах. Крупные операторы универсального ассортимента стремятся удержать свои позиции, учитывая, что последний год был ознаменован приходом новых марок. Участники рынка говорят об обострении конкуренции и перераспределении покупательского потока, однако оптимистично отмечают, что возрастающий интерес населения к спорту позволяет надеяться и на дальнейший рост в сегменте спортивных товаров.
   Динамика прироста новосибирского рынка спортивных товаров за 2007–2008 гг., по мнению участников рынка, — не менее 20–25%. Но не исключено, что этот показатель может быть и выше по итогам года. Директор «Центрального Спортивного Магазина» (ЦУМ) Анжелика Лисицина предполагает, что розничный рынок за последний год увеличился почти вдвое. «Прирост произошел как за счет расширения сетей магазинов, которые уже давно работают на новосибирском рынке, так и благодаря приходу самих держателей брэндов», — говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК Perfekt (Новосибирск) Анастасия Белорукова. Наблюдается тенденция заполнения местного рынка именно за счет прихода федеральных компаний, а не развития внутренних операторов. «Такая ситуация вызвана тем, что самим производителям и крупным дилерам удобнее напрямую работать с крупными сетями, а не с большим количеством отдельных игроков, — отмечает Анжелика Лисицына. — Что же касается монобрэндовых сетей, то они предпочитают самостоятельно заходить в регионы». Как отмечает территориальный менеджер по развитию территории компании «Адидас» Владислав Берлизев, за последние полтора года в Сибирском регионе и в Новосибирске в частности произошло существенное увеличение числа магазинов спортивных марок. Открылись новые магазины Adidas, Reebok, появились брэнды Quiksilver и Roxy (коллекции одежды, обуви и аксессуаров для людей, ведущих активный образ жизни, увлекающихся катанием на сноубордах, велосипедах и серфингом). «Владельцы мультибрэндовых магазинов продолжают налаживать связи с новыми поставщиками, чтобы представить покупателю достаточно широкий выбор спортивных товаров в различных ценовых сегментах, — рассказывает Белорукова. — Могу сказать, что в 2007 году мы расширили свои сети PerfektSport и «Интерспорт», открыв три новых магазина, и в ближайшие полгода планируем открыть еще два крупных магазина. К концу 2008-го сеть PerfektSport должна насчитывать шесть монобрэндовых магазинов Nike, а сеть «Интерспорта» будет состоять из четырех магазинов».
   Емкость новосибирского рынка его участники точно оценить не берутся — прежде всего из-за перераспределения долей компаний на рынке. Емкость рынка Западной Сибири предположительно оценивается не менее чем в $300 млн. «Московские аналитики отмечают, что потенциал новосибирского рынка спортивных товаров еще не удовлетворен в полной мере», — замечает Анжелика Лисицина. Рост розницы сегодня в основном происходит за счет открытия магазинов спортивных товаров, экипировки и спортивной одежды в торговых центрах. И, как замечают сами операторы, дальнейшее развитие будет продолжаться в том же направлении. «В Новосибирске и ближайших городах, на мой взгляд, есть хорошая возможность для развития федеральных ритейлеров одежды и обуви, — говорит Владислав Берлизев. — С открытием сетевых торговых центров эта ниша заполнится».
   Активное развитие рынка спортивных товаров, как отмечают эксперты, напрямую связано с пропагандой спорта в России и ростом благосостояния населения. Повышенное внимание со стороны многих людей, причем обладающих дифференцированным уровнем достатка, к здоровому образу жизни и занятию спортом влияет на развитие розницы практически во всех ценовых сегментах. Но в первую очередь сейчас заполняются средний и массовый ценовые сегменты. Например, компания Adidas в Новосибирске уже открыла 11 магазинов Adidas, Reebok, Rockport, в том числе два дисконт-центра, и в ближайшее время планируется открытие еще нескольких. «Мы видим, что горожане оценили по-настоящему качественные фирменные вещи, которые зачастую стоят ниже, чем на вещевом рынке», — делится Владислав Берлизев.
   Одними из основных тенденций являются расширение сетей и появление новых магазинов, которые ориентируются на покупателей среднего класса. «Средний класс, который все-таки формируется, не позволяет себе случайных покупок и подходит к выбору, ориентируясь в первую очередь на критерий практичности», — подчеркивает директор магазина «Твоя стихия» Роман Миненко. Сегмент товаров премиум-класса сегодня развивается не так активно. В этой ценовой категории представлены преимущественно специализированные магазины, предлагающие дорогое профессиональное снаряжение и экипировку, а также некоторые монобрэндовые магазины спортивной одежды. «Универсальные» гипермаркеты, такие как «Спортмастер», «Спортландия» и др., стараются найти золотую середину ценового предложения. «Одно из основных изменений — более четкое выделение ценовых сегментов, — говорит менеджер новосибирского магазина «Спортмастер» Артем Алексеев. — Наша компания ориентируется на различные категории товара, мы предлагаем как премиумные марки, так и товары по самым демократичным ценам».
   Рост числа магазинов вызвал заметное перераспределение покупательского потока. «Несмотря на рост благосостояния населения, еще очень многие люди ориентируются на эконом-сегмент и совершают покупки на вещевых рынках, — комментирует Анжелика Лисицина. — Соответственно, многие игроки, желающие расширить свое присутствие на новосибирском рынке, пока не решаются на это. Возможно, магазины крупных федеральных сетей могут работать с очень низкой прибыльностью благодаря разветвленной по всей стране сетевой структуре. Местные ритейлеры не могут себе этого позволить».
   «Покупателю сегодня предлагается огромный выбор как марок, так и самих магазинов, — говорит старший продавец магазина «Триал-спорт» Светлана Романовская. — При этом открывается много магазинов со схожим ассортиментом. Интерес к новым участникам со стороны покупательской аудитории вызывает «скачки» покупательского потока, и в этом процессе сравнения происходит постепенное формирование лояльной аудитории к определенным магазинам». Роман Миненко отмечает, что, несмотря на бум заполнения ниш широкого спроса, постепенно продолжают формироваться и узкие ниши, которые ориентируются на определенные виды спорта. «Как давно работающие на рынке операторы, так и новички стараются поддерживать эксклюзивный ассортимент, — говорит управляющая магазином «Спортлэнд« Надежда Иванова. — Это дает явные преимущества на развивающемся, еще не оформившемся рынке».
   Прирост наблюдается по всем группам товаров. «Сегодня активно развиваются велоспорт, различные виды зимнего спорта, например, горнолыжный», — рассказывает товаровед магазина «Спортландия» Ольга Малахова. Артем Алексеев подчеркивает, что сегодня появляется именно мода на виды спорта: «Сразу поднимается рейтинг того вида спорта, которым занимаются первые лица страны. Например, несколько лет назад стали очень популярными горные лыжи».
   «Также растет спрос на экипировку для фитнеса, — продолжает Ольга Малахова. — И конечно, проявляется интерес к товарам для активного отдыха». На спрос в различных группах спортивных товаров влияет сезонность. Артем Алексеев рассказывает, что в весенний период активизируется спрос на широкий круг товаров в связи с подготовкой населения к пляжному сезону.
   В сегменте спортивного оборудования динамика роста по сравнению с показателями, которые были еще года два назад, снизилась. «Сегмент рынка оборудования в Новосибирске сегодня стабилен — основные доли рынка розничной торговли поделены примерно между пятью-семью компаниями, — комментирует Надежда Иванова. — Хотя рынок еще не насыщен, прихода новых крупных игроков в ближайшем будущем не ожидается. Но даже если таковые и появятся, то заметного перераспределения покупательского потока они уже не создадут». В «Спортлэнде» признаются, что у компании есть планы по расширению в будущем, но комментировать их пока не готовы.
   Привязанности к определенным торговым маркам у новосибирских покупателей еще нет, основным критерием остается сочетание цены и качества товара. Анастасия Белорукова уточняет, что в последнее время новосибирцы стали более разборчивы и выбирают специализированную одежду и обувь для занятий различными видами спорта: «Кроме того, тенденция покупательского интереса в последнее время заключается в сочетании значимости брэнда и качества предлагаемой продукции». Поклонники есть, как отмечают эксперты, преимущественно у наиболее известных мировых брэндов.
   Участники рынка осторожны в прогнозах развития на ближайшее будущее. «Ситуация на рынке довольно подвижная, — комментирует Анжелика Лисицина. — Но скорее всего нас ждут развитие уже присутствующих на местном рынке компаний, а также приход новых крупных операторов». Анастасия Белорукова считает, что одной из основных тенденций в ближайший год должно стать появление новых для Новосибирска брэндов, которые уже успешно существуют в других крупных регионах России. «Причем это будут в основном качественные дорогие брэнды», — добавляет Светлана Романовская.
   Эксперты полагают, что, кроме новых марок, городу не хватает мегасторов, специализирующихся на спортивных товарах. «В Новосибирске пока нет по-настоящему крупного магазина по розничной продаже товаров для спорта, предлагающего не только одежду, но и большой выбор качественного, в том числе и профессионального, инвентаря, — считает владелец торговой марки «Атака» Евгений Коротенко. — Сейчас открываются специализированные мебельные, строительные торговые центры, магазины, но нет спортивных. А это было бы очень удобно для покупателей. На Западе и на Востоке есть примеры подобных торговых центров, где наряду со спортивными магазинами есть фитнес-центры и сервисные службы для ремонта и наладки спортинвентаря и пр.». Но даже при уже существующих форматах, как замечает Владислав Берлизев, скоро торговым центрам предстоит сражаться за своего покупателя. Эксперты полагают, что рост конкуренции продолжится и слабым игрокам придется покидать рынки или занимать узкие ниши.
   Еще одно перспективное направление — работа операторов с районными спортивными клубами. «В Европе этот вид деятельности давно активно развивается, у нас же на него практически не обращают внимания, хотя это направление, как показывает зарубежный опыт, довольно перспективно, — считает Анжелика Лисицина. — Неосвоенными остаются довольно многие направления, несмотря на сегодняшний количественный рост рынка, качественное развитие еще только начинается».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Континент Сибирь"