25.12.2009 Красноярский край: 78 субъектов МСП получили субсидии на 21, 5 млн руб. В департаменте экономики администрации города аккумулируется вся информация о социально-экономической обстановке в столице края. О том, каковы итоги уходящего и прогнозы наступающего года, как реализуется антикризисная программа и какие меры будут приняты в 2010 году, рассказывает заместитель главы города, начальник департамента экономики Татьяна Зеленская. В.: Татьяна Васильевна, в первую очередь — с чем мы подошли к концу года? Действительно ли кризис пошел на убыль? О.: Год был непростым. Но к концу его появились некоторые позитивные изменения. Стабилизировалась финансовая ситуация, в некоторых отраслях отмечен небольшой рост. Индекс промышленного производства по итогам девяти месяцев начал увеличиваться в сфере выпуска машин и оборудования, на электронно-оптических, химических предприятиях. Тем не менее четвертый квартал не исправил ситуацию. Общий индекс промышленного производства составит 87,2 процента. И все же в сравнении с другими городами Красноярск занимает очень неплохие позиции: например, по инвестициям, по средней заработной плате. У нас удар пришелся на отрасли, которые были на подъеме. К ним в первую очередь относится строительство и машиностроение. Но я думаю, что сейчас, когда наши хозяйствующие субъекты адаптировались к среде, мы сможем стабилизироваться и в следующем году двигаться в правильном направлении. К примеру, планируем увеличить ввод жилых домов, который упал в этом году на 24,8 процента. В.: Предполагается, что 2010-й будет тоже достаточно сложным… О.: Конечно, сегодняшние тенденции сохранятся и в следующем году. Есть эффект экономической инерции. Но, отталкиваясь от имеющихся у нас данных, можно отметить, что ситуация начнет медленно улучшаться. Так, индекс потребительских цен в 2009 году предположительно составит 111,4 процента. По прогнозам на 2010-й — 110,7 процента. В.: Что город сделал в направлении поддержки бизнеса? О.: Наша антикризисная программа разрабатывалась в корреляции с краевой программой, с учетом региональных антикризисных законов об адресной поддержке ключевых отраслей. И в первую очередь мы должны были проинформировать обо всех этих мерах наши предприятия. В рамках программы государственные гарантии получили ГК “Монолитхолдинг”, ООО “Литейно-прессовый завод “Сегал”. По закону о господдержке лесного комплекса четыре предприятия города — “Енисейлесзавод”, “Енисейский ЦБК”, “Крона”, “Сиблес” — смогли возместить часть стоимости лесозаготовительной техники за счет субсидирования затрат, связанных с производством и экспортом продукции. В части поддержки машиностроительной отрасли положительное решение о предоставлении субсидий принято по “Бирюсе”, ООО “ДАК”, ЭВРЗ. Рассматриваются документы по возмещению процентных ставок ОАО “Красмаш” и ФГУПП “Радиосвязь”. В рамках поддержки АПК ОАО “Красноярский хлеб” подал документы о возмещении части процентов по закупке сырья. Предоставлена отсрочка платежей по договорам аренды земельного участка ОАО “ПО “Комбайновый завод” на сумму почти 6,5 миллиона рублей до конца 2009 года. Естественно, мы скорректировали и свою программу поддержки малого и среднего бизнеса. Пересмотрены условия в сторону повышения субсидирования процентных ставок до ставки рефинансирования. Сегодня у нас действует девять видов субсидий, тогда как в прошлом году — всего две. Среди крупнейших городов Сибири Красноярск занимает первое место по объемам средств поддержки малого и среднего бизнеса. В городе действует Координационный совет при главе города, где представлены общественные организации и союзы предпринимателей. Сегодня 78 субъектов малого и среднего предпринимательства получили субсидии на 21,5 миллиона рублей. В предыдущем году поддержка была оказана лишь 25 субъектам. Чтобы упростить процедуру получения помощи, в 2010-м мы планируем открыть Центр содействия предпринимательству, который будет работать по принципу “одного окна”. Нельзя не сказать и о поддержке инновационной деятельности. Созданный в 2007 году инновационно-технологический бизнес-инкубатор уже не раз доказал свою эффективность. На сегодня в инкубаторе 14 предприятий, а их суммарный оборот составил 49 миллионов рублей. Многие из проектов получили высокую оценку на межрегиональном и федеральном уровнях. Планируется, что в 2010 году количество инкубируемых предприятий инновационной направленности расширится — уже сейчас администрация города выделила для этого около тысячи квадратных метров муниципальных площадей. В.: Серьезное внимание, как нам известно, уделяется в последнее время и проектам, связанным с продовольственным обеспечением красноярцев… О.: Речь идет о реализации комплексной системы мер поддержки местных товаропроизводителей в кооперации с торговыми сетями города. Центральным звеном концепции должен стать логистический центр по управлению продовольственным рынком Красноярска с участием крупных ритейловых сетей. Мы готовы представить бизнес-сообществу проект городской логистической площадки. Этот проект включает два направления. Первое — организация производства и реализации продуктов питания разной степени готовности после переоснащения МП “Левобережный комбинат школьного питания № 38”. Модернизация позволит выпускать 97 наименований продукции. Второе связано с внедрением системы информационной логистики. Городской логистический центр должен стать элементом краевой системы управления продовольственным рынком региона. Кроме того, частью мер поддержки местных производителей является работа департамента по упорядочению размещения в городе объектов мелкорозничной торговли. В.: Очевидно, что никакая антикризисная программа не будет эффективной без социального партнерства. Как складываются отношения власти и бизнеса? О.: История развития социального партнерства в Красноярске насчитывает уже 15 лет. Сейчас готовится к подписанию проект седьмого трехстороннего соглашения на 2010—2012 годы. В этом соглашении в числе приоритетных задач выделены инвестиционная привлекательность столицы края, содействие развитию малого и среднего бизнеса, поддержка местного товаропроизводителя, обеспечение эффективной занятости и предоставление социальных гарантий работающим гражданам, в том числе легализация заработной платы. Контроль за исполнением этого соглашения будет осуществлять трехсторонняя комиссия, в состав которой входят депутаты городского совета, представители профсоюзов и союзов работодателей. Повышению ответственности бизнеса перед обществом служат и ставшие уже традиционными конкурсы на лучшую организацию социального партнерства: в последнем приняли участие 84 организации города. В.: На экономическую ситуацию влияет и налоговая политика. Какие цели сегодня ставит департамент в этом направлении? О.: Наша налоговая политика направлена на то, чтобы, во-первых, легализовать те налоговые поля, которые сегодня не полностью вышли из тени. Второе направление — вводить экономически обоснованные налоги, чтобы не только создавать базу для развития предпринимательства, но и привести платежи в соответствие с экономическим раскладом. Что это означает? Мы серьезно пересмотрели коэффициенты К2 для различных видов бизнеса, облагаемых единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). Дело в том, что в некоторых отраслях эти коэффициенты не менялись с 2006 года. А за это время стоимость места на тех же автостоянках в среднем выросла на 50 процентов, притом что оплата за аренду земли для этого вида бизнеса снизилась в пять-десять раз. Но К2 оставался неизменным. Поэтому мы его с 0,5 подняли до 0,76, сохранив при этом рентабельность бизнеса. Предложено изменение коэффициентов и для ряда других видов деятельности, в том числе для розничной торговли и бытового обслуживания. По нашему мнению, это не повлечет за собой существенный рост цен. Кроме того, снижены значения корректирующего коэффициента базовой доходности для розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями с 0,2 до 0,15, молоком и молочными продуктами — с 0,3 до 0,15, и, как следствие, снижена налоговая нагрузка на единый вмененный доход. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Городские новости" (Красноярск) |