24.02.2008 Барнаул: книжный рынок охватил кризис На барнаульском книжном рынке наметился спад продаж. Эксперты объясняют это, с одной стороны, снижением интереса к литературе и общей культуры населения в целом, с другой - постоянным ростом цен на книжную продукцию, что делает ее еще более недоступной. За последние пять лет барнаульский книжный рынок заметно расширился. Многие десятилетия в краевом центре главенствовал магазин "Пенаты". Сейчас сильную конкуренцию ему составляют такие игроки, как "Топ-книга" и "Книготорг", которые представляют в Барнауле магазины "Книгомир", "Литера" и "Книжный мир" соответственно. В то же время "Топ-книга" продолжает развивать сеть небольших книжных магазинчиков, специализирующихся на продаже "легкой" литературы, канцелярии, а также газет и журналов. Это такие магазины, как "Сорока" и "Пиши-читай", они хоть и не очень прибыльные, но в то же время не требуют больших инвестиций. Успешно работают компании, специализирующиеся на оптовых поставках, например, фирмы "Бисер" и "Ценз". Однако лидерство "Топ-книги" косвенно подтверждают многие игроки рынка, говоря о том, что эта компания - один из основных поставщиков продукции в их магазины. Несмотря на большое разнообразие магазинов, цены на книжную продукцию держатся на стабильно высоком уровне. Как рассказала менеджер по развитию магазина "Пенаты" Наталья Мусорина, рост цен на книги во многом зависит от политики издательств и самих авторов и небольшой наценки, которую делают розничные торговцы, что, по ее словам, не слишком увеличивает стоимость книги. В то же время прогнозируется дальнейший рост цен на издания: в 2008 году он ожидается на уровне 30-40%. В качестве основных причин называют инфляцию, рост авторских гонораров и техническую изношенность российских издательств. Поэтому в ближайшие годы цены могут достичь среднего европейского уровня в 7-10 евро за экземпляр. Но вопреки прогнозируемому росту цен, игроки рынка завоевывают своего покупателя каждый своим способом. Наталья Мусорина пояснила, что магазин "Пенаты" продолжает свои традиции - старается сохранить покупателей, которые приходили в магазин еще совсем маленькими. "Несмотря на различные потребности клиентов, ориентируемся на умную книгу, которая остается главным другом и советчиком. Хотим привить вкус к качественной литературе и не опускаться до дешевой бульварщины. Хотя спрос на такую литературу тоже имеется", - говорит Мусорина. В свою очередь книжные гипермаркеты считают своим "коньком" широкий ассортимент и большое количество сопутствующих товаров. По словам директора сети магазинов "Литера" Елены Сергиенко, книжный рынок Барнаула достаточно насыщен, однако по сравнению с Москвой пока отсутствуют книжные магазины всевозможных форматов. Елена Сергиенко считает, что малоразвитая в Барнауле сеть книжных гипермаркетов привлекательна, прежде всего, универсальностью и современностью - благодаря большой торговой площади в 1 000 кв. м удалось разместить более 20 тысяч различных книг, свыше 6 тысяч наименований канцтоваров, а также игрушки и открытки. Низкой ценой пытаются завлечь покупателя "лавочники" и предприниматели, использующие сетевой маркетинг. Их главным преимуществом становятся невысокие накладные расходы. Комиссионные книжных "коробейников" не превышают 18% от розничной цены. Зато очевиден и недостаток такой торговли: узкий ассортимент товара. Вот что говорит по этому поводу хозяин книжного развала Николай Акимов: "Представленные у меня книги в среднем на 50% дешевле, чем в магазинах. Однако и это не позволяет мне конкурировать даже с маленькими магазинами. Так что мое занятие даже бизнесом назвать сложно, скорее просто хобби". Практически все книготорговцы говорят о том, что в их магазинах действуют всевозможные системы скидок - гипермаркеты "Литера" и "Книжный мир" предоставляют сезонные скидки до 20%, в "Пенатах" ежегодно день студента и Международный женский день встречают 10 и 25%-ными скидками на литературу. Но, несмотря на гибкую систему скидок и бонусов, книготорговцы отмечают постоянный спад продаж. Как рассказала управляющий сетью магазинов "Книгомир" Светлана Сапегина, у этого процесса масса объяснений: высокая цена, снижение культуры населения и приход электронных версий книг, когда, купив один диск, появляется возможность прочитать на компьютере сразу сотни книг. "Но, надеемся, что интерес к книге не угаснет и ее не надо будет рекламировать как кока-колу, чтобы привлечь внимание к литературе," - сказала Сапегина. Заведующая отделом комплектации Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова Надежда Фомина прокомментировала сложившуюся ситуацию следующим образом: "Я с трудом представляю, как выживают современные книжные магазины. Ведь цены на издания становятся неприемлемыми, а значит, и спрос падает. По нашим подсчетам, средняя закупочная цена медицинской книги у издателя составляет 675 рублей. В магазине книга будет стоить около тысячи рублей. Такую литературу может позволить себе не каждый врач. Что уж говорить о детской литературе: цена иллюстрированной книжки доходит до 400 рублей. Я думаю, постепенно стоимость наших книг приблизится к европейским меркам. Ежегодно наша библиотека приобретает 15-20 книг для отдела иностранной литературы. Это издания Оксфорда и Кембриджа. Цена такой литературы колеблется в районе пяти-семи тысяч рублей". Таким образом, все книготорговцы Барнаула отмечают спад продаж, ежегодно цена на книжные издания увеличивается на 20%, а в 2008 году этот показатель дойдет до 30- 40%. И, как следствие, книжный рынок будет развиваться за счет гибких систем скидок и продажи сопутствующих товаров. ИА "Альянс Медиа" |