01.04.2008 Омская область: власть и бизнес обеспокоены приходом иногородних компаний 2008 год в Прииртышье объявлен Годом малого предпринимательства. По словам председателя правительства Омской области Леонида Полежаева, 15% от всего экономически активного населения региона — малый бизнес, доля налоговых поступлений от которого составляет 11%. По количеству субъектов малого предпринимательства Омская область уступает почти всем регионам Сибирского федерального округа. В то же время малый и средний бизнес обладает реальным потенциалом для развития. «Реальный сектор создается в области за счет инвестиций из-за рубежа или российских компаний. И, на мой взгляд, здесь таится серьезная опасность для местного малого и среднего бизнеса, который может быть поглощен крупными сетевыми компаниями, крупными предприятиями, создающимися за счет средств внешних инвестиций. Нам бы этого не хотелось. Думаю, что и омскому бизнесу тоже, — заявил в бюджетном послании на 2008 год Леонид Полежаев. — Мы должны очень серьезно пересмотреть климат взаимоотношений органов управления и субъектов хозяйствования, особенно тот, что сложился в городе Омске — главной площадке малого и среднего предпринимательства области. Есть ненормальность, которая должна быть устранена, чтобы способствовать всемерной поддержке и развитию местного среднего и малого бизнеса». Омские предприниматели согласны со своим губернатором. По словам президента омского областного Союза предпринимателей Виталия Путинцева, губернатор совершенно правильно определил опасность, которая угрожает омскому бизнесу от «варягов». «Местные предприниматели реально работают на экономику региона, несут бюджетную и социальную нагрузку. «Варяги« же только выкачивают прибыль, — считает господин Путинцев и тут же уточняет: — Я сейчас не говорю о тех иногородних компаниях, которые вкладывают средства в развитие реального сектора экономики. Мы не боимся конкуренции, однако давайте будем иметь равные стартовые условия. Пусть приходят и регистрируют свой бизнес в Омске». Президент Союза предприятий торговли Омска и Омской области Борис Сватков пояснил слова губернатора тем, что тот обеспокоен ситуацией с доходами бюджета. По его словам, все «иногородние сети только отсасывают из Омска деньги, вместе с ними приходит и товарная масса — далеко не всегда федеральные компании работают с местными поставщиками». В то же время, по словам генерального директора омской компании «Открытый Мир» Евгения Басова, и местные производители ориентированы на уже существующие магазины и торговые сети и неохотно идут на контакт с «варягами». Губернатор и весь омский бизнес обеспокоены вхождением в регион иногородних компаний, а между тем приходят в Омск далеко не все желающие. Более полутора лет назад градостроительный совет Омска одобрил проект строительства компанией «РосЕвроГрупп» торгово-развлекательного центра «Планета» (аналог которого сейчас возводится в Красноярске). Однако «РосЕвроГрупп» до сих пор не приступила к его строительству. О планах выхода на омский рынок торговой сети «Рамстор» было заявлено около трех лет назад. С местными застройщиками и девелоперами также вели переговоры представители «Седьмого континента», «Мосмарта», «Патэрсона» и других сетей. Но все проекты так и не имели практического продолжения. Причиной тому, с одной стороны, может служить дефицит торговых площадей в качественных торговых центрах Омска. Но с еще большими трудностями сталкиваются торговые сети, предпочитающие аренде строительство собственных торговых центров. «Среди трудностей, которые возникают в Омске у федеральных и региональных сетевиков, можно выделить согласование и получение земельного участка, порядок предоставления которых в Омске не определен, — отмечает Евгения Басова. — Существуют серьезные административные барьеры по вопросам согласований и разрешений на строительство, для преодоления которых необходим длительный временной ресурс». О сильном административном барьере в Омской области говорят и аналитики инвестиционной компании «ФИНАМ». «Омские власти стараются контролировать проникновение на рынок «неместных» компаний, — утверждает аналитик ИК «ФИНАМ» Денис Гурьев. — Появление иногородних компаний на омском рынке невозможно без согласования с местными властями. И это относится практически ко всем бизнес-сферам: начиная от сетей, занимающихся продажей продуктов питания, и заканчивая крупными девелоперскими компаниями. Если это довольно крупные компании, согласование происходит на уровне администрации области. В качестве «барьеров« используются отказ в праве аренды помещений, отказ в выдаче места под строительство, постоянные проверки различных ведомств на предмет соответствия нормам». Местные же игроки имеют очень сильное лобби. Аналитики считают, что такая политика приводит к усилению монополизации рынков отдельно взятого региона. ИА "Альянс Медиа" по материалам Континент Сибирь |