27.01.2008  Новосибирск: к чему приведет изобилие кофеен на рынке общепита

   Сегмент кофеен по-прежнему остается одним из самых перспективных на рынке общепита. Новосибирская ГК «Ютлэнд» только недавно вывела на рынок новый брэнд и уже начинает активное развитие сети. «Кофейная плантация» станет 13-й по счету в Новосибирске сетью кофеен (не считая одиночных заведений). Участники рынка по-разному оценивают стратегию активного выхода, но сходятся во мнении, что форсированные открытия требуют огромной работы по управлению брэндом и поиска преимуществ на перспективном, но высококонкурентном рынке.
   «Новосибирская ресторанная группа» (НРГ) — дочерняя компания «Юнтлэнд», созданная специально для развития ресторанного направления. С осени открыто две кофейни под брэндом «Кофейная плантация», в ближайшее время состоится открытие третьего заведения. Основными же направлениями деятельности новосибирской ГК «Ютлэнд» являются дистрибьюторский и логистический бизнес. В частности, она является крупным дистрибьютором компании «САН ИнБев» (брэнды «Сибирская корона«,«Клинское», Stella Artois и др.). Стоимость открытия одной кофейни компания не оглашает, но, по словам участников рынка, в среднем инвестиции в одно заведение подобного формата составляют $100 тыc. (на 100 кв. м), срок окупаемости — 1,5–2 года.
   В компании уточняют, что на 2008 год запланирован активный рост сети «Кофейная плантация», однако количество будущих заведений и сроки их открытия пока не оглашаются. Есть планы и на региональное развитие. Руководитель «Новосибирской ресторанной группы» Сергей Лунев рассказывает, что базой для создания концепции стали собственные наработки компании. Сейчас идет стадия оттачивания формата. «Мы еще корректируем меню, Экспериментируем с десертной составляющей: работаем с разными поставщиками, смотрим, что нравится нашим посетителям, — ищем себя», — делится Лунев.
   В ситуации кофейного бума участники рынка признают динамичное развитие новой сети обоснованным шагом. «Формат кофейни привлекателен в первую очередь с точки зрения невысокого порога вхождения и быстрой окупаемости по сравнению с открытием тех же ресторанов», — отмечают в компании Traveler’s Coffee. Гендиректор ресторанной группы VIZAVI RESPECT Рашид Зарипов считает, что интерес потребителей к кофейням растет, а сам сегмент кофеен будет насыщаться еще долгое время. Однако идею быстрого развития сети и стратегию агрессивного выхода на рынок одобряют не все специалисты ресторанного бизнеса. «В значительное увеличение кофеен за один год верится с трудом. При этом с момента появления первой прошло всего лишь несколько месяцев, формат еще не отработан и не обкатан. Я думаю, за такое короткое время сложно оценить успешность этого проекта», — отмечает управляющий сети кофеен «Кофемолка» Евгения Усанькова.
   Важными шагами при создании сети кофеен являются предварительная теоретическая проработка формата и его апробация на первом заведении. «Перед тем как создать сеть, нужно много работать еще до открытия первого заведения, — говорит генеральный директор сети кофеен «Кафела» Владимир Хилько. — Для нормальной апробации, оттачивания формата необходим год. Кроме того, если компания не имеет опыта работы с форматом кофеен, то все коммерческие и технологические нюансы приходится проходить заново. Тем более что, кроме оттачивания «внешних» особенностей формата, необходимо формировать систему по управлению брэндом. Если такой нет, то о брэнде говорить не приходится». «Дело не в количестве, а в качестве заведений, — соглашается и Усанькова. — Если три из них будут предлагать хорошее качество сервиса, а остальные — не очень, то гости в такие заведения не пойдут или будут ходить только в эти три. И не стоит делать ставку на то, что люди пока не избалованы сервисом и готовы пойти в любое вновь открывшееся заведение».
   Одной из особенностей «Кофейной плантации» можно назвать визуальное сходство брэнда и стиля заведений с сетью Traveler’s Coffee. Однако в самой Traveler’s Coffee к вариации собственного логотипа отнеслись спокойно. «Многие кофейни часто кажутся похожими интерьером или логотипом, но, несмотря на это, существует достаточно различий для того, чтобы каждый выбрал свое любимое место для общения и отдыха — это и уровень сервиса, и качество кухни», — комментирует специалист по связям с общественностью компании Traveler’s Coffee Анна Воробьева. «Сходство формата кофеен характерно для рынка. Близость брэндов — это не страшно. Главное — что внутри», — уверен Владимир Хилько.
   «На сегодняшний день на рынке Новосибирска заведения, работающие в секторе «кофейни», во многом схожи. Уровень сервиса и меню, общая атмосфера не отличаются разнообразием, — комментирует strategic planner КГ Petra Мария Банникова. — Пока спрос на этом рынке стабилен, следует ожидать появления новых игроков. Но мне кажется, что в ближайшие несколько лет будут разрабатываться новые форматы. Засилье заведений с одинаковым предложением неминуемо приведет к тому, что участники рынка будут вынуждены искать конкурентные преимущества и предлагать потребителям нечто отличающееся от того, что мы наблюдаем сегодня».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Континент Сибирь"