24.01.2008 Кемеровская область: актуальные направления поддержки развития МСБ По закону “О поддержке развития малого и среднего предпринимательства в РФ” в нашей стране должна быть в корне изменена существовавшая до сих пор система господдержки малого и среднего бизнеса. Теперь конкретные меры господдержки будут прописаны в региональных целевых программах. Сейчас в Кузбассе такая программа на 2008–2010 годы, принятая в июне 2007 года (т.е. до принятия федерального закона), приводится в соответствие с новым законодательством. В нее, по заверениям власти, в обязательном порядке будут включены мероприятия по финансовой, имущественной, консультационной поддержке, поддержке в сфере образования и внешнеторговой деятельности. Газета «Кузбасс» сопоставила основные направления региональной программы поддержки предпринимательства и вопросы, волнующие самих предпринимателей. Мнение предпринимателей представлено исследованием “Актуальные задачи развития малого и среднего бизнеса в Кузбассе”, проведенным компаниями “Бизнес-Аналитик Групп” и группой компаний “Кода” летом 2007 года. В исследовании приняли участие 149 компаний Кузбасса. Доминирующая доля компаний-респондентов – это предприятия г. Кемерово – 68% (102 предприятия), 22 предприятия Новокузнецка (15%), и 25 компаний городов Кузбасса (17%). Основной задачей исследования было определить наиболее актуальные для компаний вопросы развития на текущий период в следующих областях: маркетинг и cбыт; управление персоналом; управление финансами; технические ресурсы и основные средства; взаимоотношения с властью и контролирующими организациями. При этом выделить уже решенные или решаемые в текущем режиме. Для этого респондентам было предложено отметить актуальность проблемы по следующим критериям: “Приоритетно”, “Актуально”, “Решается в текущем режиме”, “Уже решено”, “Неактуально”. Тенденция постепенного смещения основной части предпринимателей из сферы торговли в сферу услуг и производства для Кузбасса очевидна. Это отмечают и аналитики, и финансисты, и сами предприниматели, ощутившие растущую конкуренцию со стороны крупного бизнеса и федеральных игроков. В структуре выборки исследования по профилю деятельности 20% заняли многопрофильные компании, 12% - производственные и строительные компании, 25% - торговые компании, наибольшая доля опрошенных пришлась на сферу услуг – 43% опрошенных. Наибольшую актуальность получили задачи, связанные с маркетингом и сбытом. Так 46% респондентов отметили актуальность задачи повышения узнаваемости компаний/торговой марки. Для 17% эта проблема является приоритетной. К этой категории относятся в основном компании городов Кемеровской области. Выход на рынки других территорий является приоритетным для 15% компаний. Это преимущественно предприятия городов Кемеровской области, компании с численностью 31-50 человек. Для 38 % респондентов вопрос выхода на рынки других территорий является актуальным. Неактуален этот вопрос для кемеровских компаний, по профилю деятельности занимающихся производством, строительством и занятых в сфере услуг. Расширение деловых связей и контактов для 22% является приоритетным, в большинстве случаев в многопрофильных компаниях. Актуален этот вопрос для 45%. Это компании городов Кемеровской области, компании, занимающиеся производством и строительством и занятые в сфере у слуг, с численностью от 5-30 человек, 31-50 человек. Таким образом, региональная программа, связанная с поддержкой участия предпринимателей в выставках и ярмарках, проводимых в России и за рубежом, будет востребована ими. Следует отметить, что 43% опрошенных компаний не опасаются конкуренции местных игроков. Этот вопрос неактуален или уже решен для большинства компаний городов Кемеровской области (64%), в основном для торговых компаний (62%), с численностью персонала 51-100 и 101-200 человек (более 50%). Крупных федеральных игроков не опасаются 42% опрошенных компаний, преимущественно занятых в сфере услуг (53%) и с численностью 51-100 человек. (41%), совсем малые, численностью до 30 человек (50%). Вопрос привлечения новых клиентов актуален для 52% опрошенных. В основном это компании г. Новокузнецка. Для 40% компаний городов Кемеровской области этот вопрос является приоритетным. Повышение лояльности клиентов приоритетно для 33% опрошенных (это преимущественно торговые компании), актуально для 52% . Актуальность отметили предприятия, занятые производством, строительством (71%), Для большинства компаний все вопросы, касающиеся персонала, являются актуальными либо решаются в текущем режиме. Так, в большинстве компаний в текущем режиме решаются вопросы обновления кадрового состава (прием и увольнение персонала). Актуальными являются вопросы повышения квалификации управленческого персонала (41%). 44% опрошенных респондентов отмечают как важную задачу повышения эффективности работы персонала. Так ответили 48% компаний городов Кемеровской области. Для кемеровских компаний эта проблема является приоритетной, в Новокузнецке решается в текущем режиме. 41% респондентов считает актуальной проблемой оптимизацию основных бизнес-процессов. Так ответило большинство многопрофильных компаний с численностью 50-100 человек. Собственных средств на обучение персонала и повышение эффективности работы персонала у предпринимателей не хватает. Сказываются также высокая инерционность данного сегмента предприятий, невысокая личная активность и недостаточные навыки в пользовании информационными ресурсами. Представляется, что поддержка в этом направлении может дать больший эффект и быть более востребованной со стороны предпринимателей, нежели субсидирование части процентных ставок по кредитам. Вопросы в области управления финансами актуальны для большинства кузбасских компаний либо решаются в текущем режиме, однако по актуальности и приоритетности уступают задачам в области маркетинга и управления персоналом. Наиболее важной является проблема снижения себестоимости и оптимизации затрат. Так ответили 41% респондентов. Это преимущественно компании, занятые производством, строительством – 82%. Снижение рисков неплатежей со стороны клиентов компаниями решается в текущем режиме (35%), для 27% респондентов эта проблема является актуальной, наиболее остро эта проблема стоит в городах Кемеровской области (56% компаний ответили: “приоритетно” или “актуально”). Значительная часть господдержки сосредоточивается именно в вопросах финансовой помощи через субсидирование процентных ставок или компенсации части страховых взносов. Вопрос же привлечения инвестиций и дополнительных финансовых ресурсов лишь для 30% компаний является актуальным или приоритетным. Как приоритетный или важный этот вопрос оценили 65% владельцев компаний, в то время как генеральные директора - лишь в 34% ответов. Это важный вопрос для 52% компаний из городов Кузбасса. В целом вопросы развития технических ресурсов и основных средств являются актуальными для большинства компаний Кузбасса либо решаются в текущем режиме. В частности, проблема развития и внедрения новых технологий у 43% компаний решается в текущем режиме, важна для 41% компаний (60), и это преимущественно компании города Кемерово. Компании городов Кузбасса и Новокузнецка решают эту проблему в текущем режиме (52% и 55% соответственно). По профилю деятельности это предприятия, занимающиеся производством и строительством. Расширение торговых, офисных площадей актуально для 32% респондентов, из них большинство - из городов Кемеровской области, преимущественно занимающихся торговлей. Для компаний, занимающихся предоставлением услуг физическим и юридическим лицам и производящих продукцию, расширение площадей неактуально (26%). Повышение эффективности внутреннего учета в большинстве организаций решается в текущем режиме (38%), но является актуальным в городах Кемеровской области. Важен вопрос в многопрофильных, производственных и строительных компаниях. 29% владельцев компаний отметили приоритетность этой проблемы. Автоматизация и внедрение программных продуктов у 33% компаний решаются в текущем режиме, но важны в городах Кемеровской области, в компаниях с численностью 31-50 человек и 51-100 чел. Вопросы, актуальные для бизнеса в конце 90-х годов, касающиеся взаимоотношений с властями, ушли на второй план. Для большинства респондентов (35%) снижение рисков при изменении законодательства является актуальным. Это преимущественно компании городов Кемеровской области, по профилю деятельности – многопрофильные. При ответе на вопрос об административном давлении со стороны государственных контролирующих организаций мнения разделились: 24% опрошенных считают эту проблему актуальной, а другие 24% - абсолютно не актуальной. Следует отметить, что данная тенденция наиболее ярко проявилась в городах Кемеровской области. Там одинаковое количество респондентов заняли противоположные точки зрения по этому вопросу, а именно: 28% считают снижение рисков административного давления актуальным, а 28% его не замечают. Данные исследования показывают, что потребность в информационной поддержке, получении новых технологий, повышении эффективности работы в целом выше в городах Кемеровской области, чем в Кемерове и Новокузнецке. А значит, основные усилия региональной программы поддержки предпринимательства должны быть направлены на малые города Кузбасса. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Кузбасс" |