09.01.2008 СФО: флагманом кредитования в 2008 г. станет малый и средний бизнес Рынок кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2007 году реагировал на происходящие события по-разному. Некоторые банки ужесточали требования к заемщикам и в связи с удорожанием ресурсов повышали ставки. Другие, наоборот, смягчали условия по кредитам либо увеличивали лимиты на выдаваемые по данным программам суммы. Многие банкиры сейчас затрудняются делать прогнозы на развитие кредитования в 2008 году, однако эксперты утверждают, что флагманом окажется как раз кредитование малого и среднего бизнеса. Изменения, которые в процесс выдачи кредитов внес дефицит ликвидности, пока не заметны в банковской отчетности за три квартала 2007 года. Так, за девять месяцев 2007 года КМБ-Банк (Новосибирский филиал) предоставил малому бизнесу 1709 кредитов на сумму 1275 млн руб., что на 8% по количеству и на 44% по сумме выше показателей 2006 года за тот же период (за девять месяцев 2006 года было выдано 1586 кредитов на сумму 883,9 млн. руб.). "По сравнению с прошлым годом мы констатируем увеличение объема выданных кредитов более чем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте потребностей бизнеса в заемных ресурсах, причем в больших размерах, чем банки выдавали раньше", - рассказывает начальник управления кредитования бизнеса ОАО "УРСА Банк" Евгений Филык. Другие банкиры если не озвучивают пока объемы кредитования за девять месяцев 2007 года, то говорят о возросшем спросе на данные продукты. "Интерес представителей малого и среднего бизнеса к кредитованию с каждым годом растет. И этот год не стал исключением, - констатирует начальник кредитного управления банка "Левобережный" Андрей Сергеев. - Только в нашем банке прирост заявок на получение кредита от представителей малого бизнеса в этом году составил 40%". Однако кризис ликвидности, по словам экспертов, отразился на всей банковской сфере, и сегмент кредитования МСБ также не стал исключением. Хотя разные банки почувствовали его влияние по-разному. "Можно выделить повышение кредитных ставок с 12-13% до 15-18% в зависимости от обслуживающего банка. Кроме того, банки стали более основательно подходить к анализу и проверке заемщиков из числа представителей малого бизнеса, поскольку эта группа наиболее неустойчива в бизнесе", - рассказывает директор Новосибирского филиала ОАО "Банк Москвы" Светлана Барановская. Банк Москвы повысил кредитные ставки для предприятий малого бизнеса, но не так значительно, как в других банках, - на 1,5-2%. "Понятно, что это продиктовано условиями сегодняшнего риска", - объясняет госпожа Барановская. Заместитель управляющего филиалом "Западно-Сибирский" ОАО "СОБИНБАНК" Дмитрий Амосов также отмечает, что некоторые банки не только подняли ставки, но и свернули программы. "Однако поскольку нашим банком развитие программ кредитования МСБ выбрано приоритетным направлением, то у нас абсолютно другая тенденция. Например, с 1 ноября 2007 года условия различных программ были изменены в сторону увеличения сроков кредитования и максимальных сумм (по некоторым видам программ - до 50 млн руб.)", - уверяет господин Амосов. Некоторые банки не только не ужесточили условия, но и, по их заверениям, сделали их еще более лояльными. Об этом говорит начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала ОАО "Промсвязьбанк" Яна Филимонова: "У нас нет проблем с ликвидностью, поэтому мы не только не сокращаем объемы кредитования, но и периодически предлагаем своим клиентам новые условия и услуги". В банке "Левобережный" объемы кредитования МСБ также не уменьшились. Андрей Сергеев объясняет это отсутствием значительной зависимости от иностранных кредиторов, которые в последнее время существенно сократили кредитование российских банков. О подобной тенденции говорят и другие участники рынка. Так, в Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции банка УРАЛСИБ за три квартала текущего года в целом по Сибири и Дальнему Востоку было выдано чуть менее тысячи кредитов субъектам малого бизнеса на общую сумму почти 6 млрд руб. Наиболее активными по объемам выдач малому бизнесу были Красноярская и Томская территориальные дирекции банка. Управляющий филиалом КМБ-Банка в Новосибирске Анна Торова говорит, что в их банке малый бизнес теперь оценивают без выезда на место, то есть по скоринговой системе, что ранее было доступно только в потребительском кредитовании. Банк также увеличил беззалоговую часть кредитов МСБ до 1 млн руб. "Развитие рынка банковских услуг и вход на рынок зарубежных банков со свежими для России технологиями повлияли и на изменения условий кредитования малого бизнеса в сторону смягчения условий и упрощения процедур", - объясняет лояльность банка Анна Торова. В УРСА Банке отмечают, что за прошедший год предложения по кредитованию МСБ стали более гибкими - требования к заемщикам снижались, а максимальная сумма кредита увеличилась с 15 до 60 млн руб. О том, что спрос есть и многие участники рынка считают направление более чем перспективным, свидетельствует то, что на этот рынок выходят все новые и новые участники, ранее не развивавшие данный сегмент. В 2007 году кредиты МСБ стали выдавать НОМОС-БАНК и Промсвязьбанк (Новосибирские филиалы), с начала 2008 года это направление будет развивать и Альфа-Банк. По мнению руководителя группы кредитования малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала НОМОС-БАНКа (ОАО) Дмитрия Бойко, банки убедились в огромном потенциале малого бизнеса и его способности успешно осваивать значительные объемы кредитных ресурсов. Дмитрий Амосов трактует ситуацию несколько иначе. "Тезис о том, "что банки в 2007 году вдруг "разглядели" потенциал данного типа предприятий, в значительной степени является лукавством. Все гораздо проще - конкуренция на банковском рынке растет, ресурсная база увеличивается, доходности падают, в связи с этим банкам приходится более интенсивно осваивать новые сегменты", - полагает господин Амосов. Заместитель руководителя Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции банка УРАЛСИБ по корпоративному банковскому бизнесу Эдуард Ахтямов называет несколько других причин "популярности" кредитования МСБ. "Неумолимая тенденция к снижению доходности по банковским операциям с крупными клиентами и некоторое разочарование банков в высокорискованном потребительском кредитовании. При этом устойчивый и динамичный рост экономики страны в целом отражается на росте предпринимательской активности в Сибирском регионе, увеличении числа малых предприятий, расширении их бизнеса", - считает господин Ахтямов. Участники рынка отмечают, что их клиентский отраслевой портфель за последний год не претерпел сильных изменений. Практически все собеседники "КС" подтверждают, что их главные клиенты - это предприятия, которые занимаются торговлей, небольшим производством либо работают в сфере услуг. Однако их соотношение в каждом банке отличается. В УРАЛСИБе более 50% составляют предприятия сферы торговли, около 20% - производство, на этом же уровне - сфера услуг. В УРСА Банке безоговорочным лидером среди отраслей также является сегмент торгового бизнеса - он занимает уже порядка 80% в структуре портфеля банка. Остальное поделили между собой предприятия сферы услуг и мелкого производства. Анна Торова рассказывает, что в торговле и производстве чаще всего требуются дополнительные денежные средства для наращивания оборотов компании, они чаще всего и обращаются за краткосрочными кредитами (до двух лет), а предприятия, задействованные в сфере производства или услуг, чаще берут кредиты долгосрочные на инвестиционные цели (дорогое оборудование, недвижимость). В Промсвязьбанке говорят, что самая распространенная цель кредитования - пополнение оборотных средств. Но банк также финансирует инвестиционную деятельность: приобретение основных средств, оборудования и транспорта, объектов недвижимости на срок до 60 месяцев. Банкиры также фиксируют, что все более актуальными становятся кредиты на недвижимость, которые пользуются большим спросом у предпринимателей. Новую тенденцию отмечают в КМБ-Банке и Новосибирском филиале Промсвязьбанка. Под появившиеся потребности клиентов подстраиваются банки. Так, Дмитрий Бойко констатирует, что в 2007 году ряд крупных банков, в том числе и НОМОС-БАНК, предложил потенциальным заемщикам программы кредитования на покупку коммерческой недвижимости. Для начинающих предпринимателей хорошей возможностью получить кредит является активное развитие кредитования под залог имущества. Такие кредиты в последнее время также развивают многие банки. Эксперты считают, что и в 2008 году сегмент кредитования МСБ будет развиваться достаточно активно. По оценкам аналитиков "ФИНАМа", в 2006 году рынок кредитования малого и среднего бизнеса вырос на 90%, или на $10 млрд. Рост рынка в 2007 году аналитики и банкиры пока не успели подсчитать, однако, по мнению "ФИНАМа", рост теперь будет происходить постепенно - примерно на 70-100% в год. Светлана Барановская говорит, что для Новосибирского филиала Банка Москвы план по объему кредитования МСБ увеличен на 50%. В УРСА Банке считают, что рынок кредитования бизнеса сохранит тенденцию к расширению. По прогнозам экспертов банка, в 2008 году объем этого рынка увеличится в три раза. "Рост рынка произойдет и за счет "перетягивания" клиентов с частных займов, а также за счет уменьшение числа займов по программам потребительского кредитования для реализации бизнес-задач", - считает Евгений Филык. В банке "Левобережный" считают, что растущий спрос на кредитование МСБ приведет к росту заявок на 30%. А Дмитрий Бойко полагает, что на рынке кредитования малого и среднего бизнеса продолжат появляться новые игроки. Господин Бойко считает, что самым востребованным кредитным продуктом останутся кредиты на пополнение оборотных средств. В Промсвязьбанке отмечают, что, согласно некоторым экспертным оценкам, потребность в кредитовании данного сегмента удовлетворена на 15-17%. "Соответственно, многие банки будут ставить кредитование малого и среднего бизнеса на поток. Со своей стороны мы будем рассматривать кредитование малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений бизнеса, предоставляя своим клиентам быстрые, "длинные" и "дешевые" кредиты", - говорит Яна Филимонова. В УРАЛСИБе прогнозируют, что в итоге рынок кредитования малого бизнеса будет поделен между несколькими игроками федерального масштаба, и сам банк намерен занять достойное место в этой борьбе. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |